17 июля в Донецкой области потерпел крушение самолет Боинг-777, следовавший по маршруту Амстердам-Куала-Лумпур. Находившиеся на борту 280 пассажиров и 15 членов экипажа погибли.
По последним данным, на борту было 189 голландцев, 44 малайзийца, 27 австралийцев, 12 индонезийцев, 9 граждан Великобритании, 4 бельгийца, 4 гражданина Германии, 3 филиппинца, 1 канадец и 1 гражданин Новой Зеландии.
Украинская сторона, иностранные журналисты и некоторые политики обвинили в случившемся донбасских ополченцев, частично возложив ответственность на Россию.
Судить о причинах произошедшего, безусловно, можно будет после появления первых достоверных сведений происшествия. В первую очередь, когда будет расшифрована запись черного ящика и проведена экспертиза обломков самолета. Однако исходя из уже имеющейся информации вырисовывается весьма противоречивая и подозрительная картина с множеством нестыковок и противоречий, потенциальных «уток» и домыслов.
При этом нужно отметить, что катастрофа с Боингом произошла на пике очередного витка конфронтации между Западом и Россией относительно ситуации на Юго-Востоке Украины. Незадолго до крушения США ввели против России очередной пакет санкций. На днях ополчение Донбасса перешло в наступление, АТО оказалась на грани провала.
В контексте событий вокруг Украины – история с Боингом рискует стать мощным политическим фактором, который уже используется против России и сил ополчения. Советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк уже призвал США и НАТО начать спецоперацию против сил ополчения. Градус напряженности вокруг Донбасса резко повысился. В текущей непростой ситуацией вокруг разбившегося Боинга необходимо рассмотреть некоторые факты и версии случившегося.
Что произошло 17 июля в небе над Донецком?
17 июля 2014 года должен был состоятся очередной ежедневный рейс авиакомпании Malaysian Airlines по маршруту Амстердам-Куала-Лумпур. Во второй половине дня, 17 июля, в сети появилась информация о том, что с экранов радаров пропал Боинг 777-2H6ER, пролетавший в тот момент над территорией Украины. Через пару часов украинские новостные агентства передали информацию о крушении самолета в районе села Грабово Донецкой области (хвостовая часть самолета упала недалеко от г. Снежное). Крушение произошло около 19:00 по московскому времени.
Очевидцы слышали два взрыва, после чего в небе появился черный дым. Предположительно от рухнувшего Боинга.
В этот же день был сбит еще один самолет – военно-транспортный АН-26 украинских ВВС -над городом Торез Донецкой области, об этом сообщили РИА новости. "Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет пошел к земле, оставляя за собой черный дым. С неба посыпались какие-то обломки", — рассказал один из местных жителей.
Позже штаб самообороны Донецкой Народной Республики подтвердил, что военно-транспортный самолет был сбит над городом Торез силами ополчения.
Министр обороны Валерий Гелетей доложил президенту Украины Петру Порошенко о том, что члены экипажа Ан-26 вышли на связь с Генеральным штабом. Пресс-служба президента отметила, что «самолет шел на высоте 6500 метров, его поражение переносными зенитными комплексами невозможно, то есть самолет был сбит из другого, более мощного ракетного оружия, которое было применено, вероятно, с территории Российской Федерации». То есть еще до крушения Боинга был осуществлен «вброс» информации о том, что ответственность несет Россия при использовании высокоточного вооружения.
Основные версии: Боинг был сбит ополчением
Украинская сторона возложила ответственность за оба сбитых самолета на ополчение. Это первая версия, которая разнеслась по мировому информационному пространству и остается одной из наиболее раскрученных на данный момент.
Буквально сразу после происшествия сообщалось, что голландский Боинг был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса (ЗРК) БУК, предназначенного для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах (от 30 м до 14—18 км).
Крайне важно сразу пояснить, что их себя представляет система ЗРК БУК. После катастрофы в сети появилось видео, на котором якобы запечатлено передвижение БУКа сил ополчения после пуска злополучной ракеты.
Однако на видео передвигается лишь один элемент БУКа, похожий на Самоходную огневую установку 9А310М1. Для обнаружения и захвата цели, с последующим запуском ракеты БУК должен быть укомплектован: зенитными управляемыми ракетами 9М38М1; командным пунктом 9С470M1; станцией обнаружения и целеуказания 9С18M1 "Купол-М1"; самоходной огневой установкой 9А310M1; пуско-заряжающей установкой 9А39. БУК «во всей красе» выглядит примерно вот так:
Согласно техническим характеристикам это единственное вооружение, находящееся на территории Украины, способное поразить цель на высоте, соответствующей эшелону движения Боинга (самолет пролетал на высоте примерно 10-11 км.).
Еще 6 июня информационное агентство 112.ua со ссылкой на Минобороны Украины сообщило о том, что украинской армии был передан отремонтированный зенитный ракетный комплекс "Бук-М1". Всего на вооружении сухопутных войск Украины состоит 60 ЗРК «Бук-М1» (по состоянию на 2013 год).
29 июня издание Коммерсант сообщило, что Войсковая часть №А-1402 в Донецке перешла под контроль Донецкой народной республики. Издание «Украинская правда» со ссылкой на представителя пресс-центра силовой операции на Юго-Востоке Алексея Дмитрашковского подтвердили факт захвата воинской части. «Утром произошло нападение на часть противовоздушной обороны. Использовали гранатометы и минометы. Нападение было хорошо спланировано» - отметил Дмитрашковский. Отвечая на вопрос "Украинской правды", Дмитрашковский подтвердил, что в той части находится зенитный ракетный комплекс "Бук". "Но он нерабочий. Остальные, которые работают, находятся на других стратегических объектах", - заявил он.
Вероятность того, что ополченцы тогда сумели захватить действующий ЗРК БУК весьма невысокая. К тому же, эксплуатация системы БУК требует наличия квалифицированных специалистов. Если ополченцам БУК достался частично или в нерабочем состоянии, то поразить цель, тем более на высоте 10 км не представляется возможным.
В народном ополчении подтвердили, что 29 июня была захвачена только пусковая установка: "Ополченцы захватили одну установку ("Бук"), но она не работает", - объяснил заместитель министра обороны "Донецкой народной республики" Федор Березин.
Странным образом, спустя почти 19 дней после захвата части украинской ПВО, где ополчение теоритически имело возможность обзавестись системой БУК, накануне крушения Боинга появилась информация от СНБО Украины, согласно которой у ополчения якобы есть комплексы ЗРК. Информация появилась примерно за пол часа до падения Боинга.
Причем акцент был сделан на том, что ЗРК были взяты не из украинской части, а получены из-за рубежа, очевидно, подразумевалась Российская Федерация. «Есть информация, что на территорию Украины попали установки, которые могут сбивать самолёты на большой высоте. Среди них была и установка "Бук"», — заявил представитель СНБО Украины Андрей Лысенко. Сообщили Russia Today.
Вспомним вышеупомянутое заявление пресс-службы Президента относительно крушения АН-26. Ключевая мысль сводилась к причастности России, которая использует против украинской армии собственные ПВО.
Исходя из ключевых сообщений украинских властей, Киев не сильно интересовала вероятность того, что ополчение обзавелось буками после захвата части 29 июня и сумело отремонтировать их.
Картину немного подпортил российский политолог Сергей Кургинян. Вечером 17 числа по украинским ресурсам разошелся отрывок видео выступления Кургиняна, который двумя неделями ранее совершил поездку в Донецк, завершившуюся скандалом. Он тогда сообщил о наличии систем БУК у ополчения, подтвердив, что они неисправны, однако в скором времени будут отремонтированы.
Очевидно Кургинян говорил про БУК, который якобы оказался в руках ополчения после захвата части ПВО 29 июня и был в нерабочем состоянии, да и то, в виде одной пусковой установки. Причем данное высказывание является весьма опрометчивым и касается информации, которая не подлежит разглашению. В результате эти слова стали очередным поводом для спекуляции на тему причастности Москвы к случившемуся 17 июля.
Как бы там ни было, украинская сторона в своих заявлениях подразумевала не случай с захватом части ПВО, а возможную поставку оружия с территории РФ. Об этом заявил советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко на своей странице в Facebook. «Только что над Торезом террористами из любезно переданного Путиным зенитно- ракетного комплекса "Бук" был сбит гражданский самолет Куала - Лумпур - Амстердам.» - написал советник Авакова.
Позднее он разместил видео, на котором якобы «система БУК» перемещается на территорию России, где должна быть уничтожена как улика «преступления».
Однако на видео очередные кадры транспортировки исключительно самоходной установки. К тому же возникает логичный вопрос, куда смотрит украинское МВД, если обладает полной информацией о перемещении БУКов ополченцами и почему тогда «теракт» в отношении Боинга не был предотвращен, или хотя бы ЗРК не была перехвачена по пути в Россию? Вопрос, очевидно, риторический.
Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков в своей экспертной оценке ситуации вокруг Боинга заявил о том, что ополченцы на юго-востоке Украины не могли сбить малайзийский Boeing 777. «Так как для работы зенитно-ракетного комплекса "Бук" нужна внешняя система целеуказания, которой у них нет», заявил он агентству РИА Новости в пятницу.
Тем более, что никаких доказательств, что ополченцы обладают станцией обнаружения и целеуказания 9С18M1 "Купол-М1", без которой захватить цель на высоте 10 км невозможно, со стороны Киева не было. Следовательно, ополчение не имело технической возможности осуществить перехват и поражение Боинга ракетой.
Константин Сивков также отметил: "У ополченцев просто нет специалистов, которые могут применить эти комплексы. Кроме того, важный момент вот в чем. Комплексы типа "Бук" должны обеспечиваться внешней системой целеуказания, то есть радиолокациоными системами наблюдения. Это целая система. У ополченцев вообще нет радиолокационного поля. Таким образом, говорить о том, что ополченцы применили "Бук" и сбили самолет — это смешно", — сказал Сивков
Некую точку в вопросе с БУКами в руках ополченцев поставил, как это ни странно, генеральный прокурор Украины Виталий Ярема, заявив следующее: "После того, как был сбит пассажирский самолет, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов "Бук" и С-300. Захвата этого вооружения не было", — заявил Ярема. Таким образом генпрокурор опроверг все предыдущие заявления украинских военных о наличии у ополчения ЗРК БУК.
Имеет ли смысл комментировать, якобы перехват записи переговоров ополчения о сбитом Боинге, которая была выложена в Ютьюб СБУ Украины? Очевидно, что к подобным записям, которые можно сделать даже в домашних условиях, требуется прилагать дополнительные доказательства, которых у СБУ похоже нет.
Кстати, интересна реакция Вашингтона. The Wall Street Journal о причинах катастрофы Боинга. В сегодняшней публикации по ситуации с крушением самолета отмечается, что "Разведслужбы США пришли к предварительным выводам, что "Боинг-777" Malaysia Airlines разбился на Восточной Украине после того, как в него ударила ракета "земля-воздух", - пересказывает журналист Джулиан Э. Барнс слова неназванного американского чиновника. Источник добавил, что разведслужбы разошлись во мнениях по двум вопросам - о местоположении точки, откуда была выпущена ракета, и о том, кто несет ответственность за пуск.
"По словам чиновника, разведслужбы отследили запуск ракеты и взрыв самолета. Это подтверждает, что, самое вероятное, самолет был сбит. Чиновник сказал, что предварительной расшифровки данных, собранных США, недостаточно, чтобы в точности установить местонахождение ракетной установки, из которой стреляли, так что по поводу ответственности сохраняются некоторые сомнения", - говорится в статье.
Похоже имеет место некий блеф украинской стороны. Очевидно, что США пристально наблюдают за происходящим на Украине. Если бы штаты имели неопровержимые доказательства залпа с территории дислокации сил ополчения, или с территории России, они уже были бы преданы международной огласке.
Если не ополчение, значит украинцы?
Если передвижение БУКо «с территории РФ и обратно» подтверждается исключительно видеозаписью о передвижении пусковой установки, при этом совершенно не очевидно, что установка находится в руках ополчения и перемещается с территории РФ, или обратно. То вот опровергнуть факт передвижения БУКов украинской армии Киеву будет гораздо сложнее.
Здесь сразу нужно задаться главным вопросом: Зачем Киев задействовал ЗРК БУК против ополчения, у которого нет авиации? Один самолет СУ, который был захвачен ополчением – не играет никакой роли против регулярных ВВС. Заявления Минобороны Украины о якобы передвижении российской авиации на территории Украины ничем не были подтверждены, как все предыдущие «случаи» нахождения российских войск, спецназа ГРУ и т.д., в Украине.
Серьезная передислокация этих комплексов, если верить канадской CBC news, была осуществлена примерно 5 июля украинскими войсками.
Под фото написано: «Ukrainian government forces manoeuvre Buk anti-aircraft missile launchers as they are transported northwest from Slovyansk, eastern Ukraine. The government said its troops wrested back Slovyansk from rebels on Saturday». (Dmitry Lovetsky/Associated Press) – Украинские войска перевозят ЗРК БУК северо-западнее Славянска. В связи с тем, что украинская армия «взяла» Славянск. В последствии эта фотография ложно выдавалась некоторыми украинскими СМИ как факт передвижения БУКов ополченцами.
Вот видео, где показаны украинские БУКи на позиции под Славянском, причем в полной боевой комплектации.
Что касается злополучного залпа, который уже повесили на ополчение и Россию. Спустя некоторое время после катастрофы был обнаружен интересный факт. Согласно данным сервиса Flightradar24, который отображает перемещение практически всех гражданских судов в мире, сигнал связи с разбившимся самолетом пропал немного раньше предполагаемого места крушения.
То есть поражение цели произошло ориентировочно между деревнями Мазановка и Ивановка в 20 километрах северо-западнее Славянска. Примерно там, куда были передислоцированы БУКи украинской армии, после взятия Славянска. Это 63 км от ближайшей территории занятой ополчением. Конечно здесь возникает вопрос, какова вероятность того, что после попадания из ЗРК, пусть даже не очень удачного, поврежденный самолет сможет пролететь такой расстояние.
Так могли осуществить запуск ракеты украинские военные?
Пока доказать это невозможно, но если вспомнить формат, в котором украинские СМИ и официальные ведомства преподносили новости о сбитых самолетах, кивая все время на Россию, то создается впечатление, что информационная кампания вокруг Боинга была подготовлена заранее. Предположить, что и ракетный удар по Боингу был частью этой кампании – пока веских оснований нет. Однако учитывая текущий геополитический расклад, нельзя исключать, что крушение Боинга – это масштабная провокация Запада при участии украинской армии.
Но трагедия с Боингом могла быть и случайностью. Этого тоже нельзя исключать. В 2001 году произошла катастрофа с российским ТУ-154, совершавшим рейс Тель-Авив — Новосибирск. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), на высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Произошло это по причине халатности военных.
27 июня информационное агентство УНИАН сообщило о том, что ГК «Укроборонпром» самостоятельно освоил ремонт ЗРК БУК. Их «никогда не разрабатывали и не ремонтировали в Украине». Оказывается, «ключевые системы электронной составляющей этих комплексов сегодня производятся только в России, или не производятся вообще».
С учетом печально опыта украинской ПВО в 2001 году и тем фактом, что ремонт ЗРК осваивался в спешке, под давлением проходящей АТО, нельзя исключать версию о том, что украинская сторона ошибочно уничтожила малазийский самолет по причине неисправности систем ЗРК.
Техническая неисправность
Какой бы сложной и многофакторной ни была картина происшествия, нельзя исключать и версию технических проблем с самолетом. Данный Боинг был выпущен в 1997 году, активно эксплуатировался все эти годы.
И стоит напомнить, что несколько месяцев назад у малазийских авиалиний уже было происшествие с Боингом, который внезапно исчез с радаров в ночь на 8 марта. Лайнер направлялся из Куала-Лумпура в Пекин. На борту самолёта находилось 239 человек. Пропавший борт искали и продолжают искать тысячи спасателей, военных и добровольцев. Однако никаких точных данных о местонахождении борта и причинах исчезновения до сих пор нет.
Строить конспирологические версии о том, что исчезновение мартовского Боинга и катастрофа под Донецком каким-то образом связаны – не станем. Но совпадение довольно странное. Завсегдатаи авиафорумов не исключают наличие серьезных проблем при эксплуатации лайнеров малазийской авиакомпанией. Возможно это объясняет две крупные трагедии с их самолетами за столь короткий промежуток времени.
Чья вина присутствует точно и не требует экспертиз и черных ящиков
Опираясь на сведения того же Flightradar24 блоггеры, проявившие интерес к этой ситуации, обратили внимание на то, что разбившийся Боинг 17 июля отклонился от заданного маршрута. В частности, комментарий по этому поводу давал украинский журналист Анатолий Шарий.
Такая версия вызвала интерес у интернет-аудитории, однако доказать отклонение от маршрута оказалось затруднительным. Да и сервис Flightradar не всегда показывает достоверную информацию о передвижении судов.
Хотя Reuters со ссылкой на источник Malaysia Airlines позднее сообщил, что украинские диспетчеры потребовали от малайзийского Boeing 777 лететь ниже плана полета. Отмечается, что план полета предусматривал высоту 35 тыс. футов (более 10,66 км), но пилоты снизились по требованию диспетчеров до 33 тыс. футов (более 10,05 км).
Имело ли место незапланированное отклонение от курса или смена эшелона – сможет подтвердить исключительно экспертиза МАК.
Но тем не менее остается один из главных вопросов, который поможет выявить виновников катастрофы. Как пассажирский Боинг оказался в зоне боевых действий, тем более в условиях, когда даже в СМИ появилась информация об активном передвижении БУКов и вероятном захвате одного из комплексов силами ополчения?
По данным РИА Новости, 8 июля Киевские власти запретили передвижение гражданских воздушных судов над территорией боевых действий. Украина объявила безполетную зону в районе проведения силовой операции на юго-востоке страны. При этом представители Госавиаслужбы сообщают, такой режим будет отменен только после полной стабилизации ситуации. «С целью обеспечения должного уровня безопасности полетов, воздушное пространство над территорией проведения АТО закрыто для совершения любых полетов гражданских воздушных судов в интересах государственной авиации», — говорится в сообщении. Остается возможным лишь транзит воздушных судов, совершающих полёты выше 7 900 метров».
Но что такое 7900 метров? Над территорией Украины ежедневно пролетали десятки самолетов на высоте свыше 10 000 метров. Было ли целесообразно рисковать, зная о том, что на Юго-Востоке ведутся боевые действия и задействованы ЗРК средней дальности, способные достать самолет на этой высоте.
Как уже было сказано, выявить лиц, которые непосредственно могли осуществить пуск ракеты – пока сложно, требуется время. Но ответственность за катастрофу несут в целом украинские власти, которые не ввели полный запрет на полеты, вне зависимости от высоты полета. В частности, несет ответственность структура, к чьей компетенции относится организация полетов – это «Украэрорух».
Для этой государственной организации принципиально важно не останавливать авиадиспетчерское сопровождение иностранных судов, потому что в структуре полетов по территории Украины – нерезиденты осуществляют 81,3% рейсов (по данным Украэроруха за 2013 г.). Выручка Украэроруха за 2012 год составила 2,5 млрд (312,5 млн. $), прибыль 373,1 млрд. грн. (46,6 млн. долларов). Разумеется, потеря 37 миллионов долларов из-за какой-то там АТО – неприемлемо для этой госкомпании.
Какой урок можно вынести из случившегося?
Западные страны, в частности страны Евросоюза с первых дней поддерживали события на майдане. Заявлялось о колоссальной финансовой поддержке сил майдана. Называлась цифра в 5 млрд долларов. На майдане побывало множество европейских политиков. В частности, майдан посетил министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс. 17 июля 2014 в небе над Донецком погибло 295 человек. Из них 189 голландцев. Зимой Нидерланды активно поддерживали киевских майдан, направляли туда целого министра. В результате майдана на Украине произошел государственный переворот, который в последствии зажег регионы Юго-Востока, которые не разделяли ценности майдана. И сегодня Евросоюз пожинает плоды собственной недальновидности, которая стала причиной прихода к власти группы авантюристов и русофобов, развязавших войну на территории собственного государства.
По материалам: Антифа