Детали Почему Никита Михалков оказался в авангарде войны с «иностранными агентами» и гражданским обществом в России

2017-02-15 13:42

          Глава союза кинематографистов России Никита Михалков в последние годы сознательно исполняет роль общественного адвоката Кремля, который не только демонстрирует поддержку политического курса, но и клеймит врагов от имени творческой элиты России. В последнее время главный объект нападок Михалкова – это Ельцин-центр в Екатеринбурге. Нападки Михалкова на Ельцин-центр вызвали пристальное внимание западных СМИ, начиная с The New York Times.

 

          Защитник «осажденной крепости»

          Масштабный комплекс Президентского центра им. Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге, в просторечии Ельцин-центр – это музей, выставка и конференц-зал, филиал Президентской библиотеки им. Бориса Ельцина, арт-галерея, парк научных развлечений, архив, книжный магазин, кафе и многое другое. Государственная Дума еще в 2008 году приняла федеральный закон, давший старт строительству Ельцин-центра. Торжественное открытие в ноябре 2015 года посетили около 700 человек: российский президент Владимир Путин, премьер Дмитрий Медведев, практически весь политический бомонд, вдова первого президента РФ Наина Ельцина и ряд представителей творческой интеллигенции: певцы, киноактеры, театральные и кинорежиссеры.

          Кинорежиссер и глава Союза кинематографистов России Никита Михалков на церемонии открытия Ельцин-центра замечен не был. Но это не помешало именно Михалкову возглавить атаку против Президентского центра в Екатеринбурге.

Кинорежиссер уже не первый год ведет видео-блог под названием «Бесогон» (аккаунт nikitabesogon в livejournal и Besogon TV на youtube), который, что примечательно, плавно перекочевал и на главный федеральный телеканал получив статус авторской программы. В "Бесогоне" Михалков комментирует политические события и другие информационные поводы. Одна из центральных идеологических тем авторской программы - это наступление США и Запада в целом на Россию. По мнению Михалкова, Запад рассматривает Россию как своего естественного противника, а потому пытается любыми способами уничтожить российское государство. Идеи Михалкова не только имеют важный пропагандистский эффект, но и отвечают нынешним идейным месседжам Кремля. Специалисты по психологии масс называют этот метод пропаганды «осажденная крепость» - когда правители и их глашатаи убеждают население, что страна находится в опасности, поэтому нужно отказаться от критики власти, какой бы она ни была. И не только отказаться от критики, но и еще больше сплотиться вокруг лидера, который якобы защищает страну от «внешней угрозы».

 

Михалков на амбразуре

          Причем здесь Ельцин-центр? По мнению Никиты Михалкова, президентский центр имени первого президента РФ – это еще один агент Запада. Как выразился кинорежиссер во время выступления в Совете Федерации 9 декабря 2016 года, в Ельцин-центре «ежедневно происходит инъекция разрушения национального самосознания детей. Ежедневно!»

          Сразу ряд западных СМИ уделили внимание атаке кинорежиссера на Президентский центр имени Б.Н. Ельцина. По мнению западных журналистов, нападки Михалкова на самом деле являются отражением более широкой политической кампании со стороны Кремля. Кампании против западного открытого общества.

          Так, Дуглас Смит в своей статье «Экзорцист России» в The New York Times в прямую указывает на то, что "нападки Михалкова – это на самом деле только часть масштабной кампании российской власти".

          «Его (прим. Михалкова) нападки на Ельцин-центр являются эхом политической линии Путина: Россия подвергается нападению, русский образ жизни под угрозой, само православие в опасности.  - пишет www.eutoday.net. – А Ельцин-центр, по Михалкову, находится на переднем крае наступления Запада на Родину».

          Джеймс Уилсон в своей статье на www.eureporter.co считает, что «обвинение Михалкова заключается в том, что Ельцин-центр – это инструмент для распространения влияния Запада на Россию».

          Автор отмечает, что Михалков несколько раз атаковал Ельцин-центр. «В марте 2016 года он раскритиковал анимационный ролик об истории России, выпущенный Ельцин-центром, назвав его «символом разрушения России» и обвинив в том, что он предлагает искаженную интерпретацию истории страны. Вторая атака состоялась в июле 2016 года, когда Михалков провёл параллель между деятельностью Ельцин-центра и деятельностью «зловещего» американского миллиардера Джорджа Сороса. Он обвинил Сороса в "грехах 90-х": в финансировании издания и массовом распространении учебников в росийских школах, активно популяризирующих западные ценности с целью разрушить самосознание школьников», - перечисляет автор случаи публичных нападок Михалкова на Президентский центр и западный мир.

          Наконец, издание пишет: «в декабре прошлого года Михалков обратился к Совету Федерации РФ, призвав правительство закрыть Центр или скорректировать его деятельность. Он утверждал, что Центр нужно переориентировать на более националистическую повестку дня на том основании, что Центр продвигает индивидуализм и отравляет умы посетителей, предлагая искаженный взгляд на Россию».

          Общая тональность статей в западных изданиях очевидна. Михалков, по мнению западных журналистов, на самом деле всего лишь стремится соответствовать политической моде.

Если оценить движение российских властей последних лет, нападки патриотического кинорежиссера становятся ничем иным как ещё одним проявлением нынешнего курса Кремля, нацеленного на борьбу с «тлетворным влиянием Запада».

В последние два года Кремль демонстрирует политику «закручивания гаек», активизировав применение закона об иностранных агентах. Закон об иностранных агентах позволяет власти, оперируя нормами законодательства, пресекать деятельность общественных организаций, которые получают финансовую помощь из-за рубежа и пытаются критиковать действия Кремля и президентской вертикали.

А Никита Михалков, вместо того, чтобы остановить этот поезд, перегородив дорогу, как сделал его герой в фильме «Свой среди чужих», наоборот, стремится «бежать впереди паровоза», штампуя лозунги. Причём активно используя своё влияние и вес -  на общественность через программу "Бесогон", на провластные структуры выступая на государственных площадках. 

«Если бы крестовый поход г-на Михалкова против Ельцин-центра был единичным случаем, то он не вызвал бы серьезного беспокойства, но его нападки являются частью более широкой кампании по пресечению деятельности учреждений, которые считаются противниками режима, и подавлению инакомыслия», - пишет Дуглас Смит в www.nytimes.com

Журналист обращает внимание, что в последние годы российские власти ужесточили практику применения закона об «иностранных агентах», используя его нормы против неправительственных организаций, «которые получают финансовую помощь из-за границы и занимаются политической деятельностью (в широком смысле этого слова)».

«Закон требует либо закрытия, либо сокращения программ деятельности многих важных общественных организаций, среди которых — независимая организация по изучению общественного мнения «Левада-центр» и «Мемориал», организация, ведущая хронику кровавых преступлений советского прошлого и осуществляющая мониторинг прав человека в России», - поясняет автор www.nytimes.com.

Дуглас Смит видит опасную тенденцию в активизации позиции Михалкова, утверждая, что это может негативно отразиться и на Ельцин-центре. Автор The New York Times отмечает, что «Ельцин-центр, с его насыщенной программой, включающей в себя лекции, выставки, кинопоказы и дискуссии, имеет огромное значение для общественной жизни страны. И если Центр будет вынужден отказаться от своей миссии, чтобы успокоить авторитарных глашатаев русского национализма, это станет серьезной потерей».

 

          Колебаться вместе с генеральной линией партии

          Интересно, что в 90-е Никита Михалков демонстративно поддерживал первого президента РФ. Во время президентских выборов 1996 года Михалков был доверенным лицом кандидата в президенты Бориса Ельцина. Расстрел Белого Дома, война в Чечне, коррупция и превращение России в страну, не имеющую своего мнения во внешней политике не помешали Михалкову сняться в агитационном ролике в поддержку Ельцина. «За Ельциным нет партий. За ним Россия. Я — за Россию, а значит — за Ельцина», - с такими словами Михалков агитирует за Бориса Ельцина в ролике 1996 года.

Итак, в 90-е кинорежиссер и общественный деятель Михалков поддерживал Ельцина, в 2000-е и 2010-е – Путина. Но никакого противоречия в такой эквилибристике нет. По крайней мере, с точки зрения самого Никиты Михалкова, все логично. Потому что Михалков всегда стремился не просто соответствовать политической конъюнктуре, а активно дружить с властью. Дружить хотя бы потому, что такая дружба Михалкова имеет и коммерческие мотивы.

Так, в сентябре 2015 года российские власти еще на 10 лет продлили Российскому союзу правообладателей аккредитацию на право собирать 1 % от цены бытовой электроники и носителей. «Налог на болванки», как его называют в России, обязывает каждого российского покупателя телевизора, DVD-проигрывателя, фотоаппарата, флешки, CD и DVD-болванки платить за право копировать фильмы и музыку с фирменного CD на свою болванку или жесткий диск компьютера.

Именно Михалков возглавляет Российский союз правообладателей, которому Кремль ещё в сентябре 2010 года предоставил впервые право взимать данный «налог на болванки» со всех российских покупателей.

          Но Никита Михалков не собирается останавливаться на достигнутом. Видимо, он считает, что его активность в качестве общественного адвоката Кремля дает ему право требовать от государства большего. Кинорежиссер и глава Союза кинематографистов прогнозирует, что через год-два Россия придет к введению т.н. «глобальной лицензии». На самом деле, под названием «глобальная лицензия» скрываются планы ввести еще один налог – на этот раз обязать каждого абонента Интернет-провайдеров ежемесячно платить еще 30 рублей. По идее, эти деньги должны аккумулироваться в специальном фонде, который будет платить гонорары правообладателям на художественные и документальные фильмы, музыкальные альбомы и т.д. «Идея абсолютно чистая, потому что за 30 руб. месяц практически можно смотреть все. Но это требует взвешенного решения», — такими словами Михалков отстаивает новый налог. Он считает, что идея «глобальной лицензии» «вырастет через год-два».

30 рублей с каждого абонента – это гигантская сумма в масштабах всей России. По данным исследовательского концерна GfK от 26 января 2017 года, российская аудитория Интернет составила 70, 4 % или 84 миллиона человек. Понятное дело, что за право контролировать специальный фонд, который будет распоряжаться этими деньгами, развернулась нешуточная борьба. Видимо, Никита Михалков надеется использовать такое свое преимущество перед конкурентами, как активная общественно-политическая позиция, демонстрирующая безоговорочную поддержку курса Кремля.

Еще по теме

Еще новости в разделе "Детали"