Зачем Порошенко спешит с изменением Конституции Игорь Шевырев

2015-08-31 09:27 36202

Первый вопрос: зачем спешить с конституционной «реформой», созывая для этого внеочередную сессию?  Учитывая то, что по Конституциидостаточно дождаться всего один день, чтоб открыть очередную сессию (то есть в первый вторник сентября, как записано в ст. 83 Основного Закона). 

Второй вопрос: зачем спешить с конституционной «реформой» в условиях военного времени, иностранной агрессии и продолжающейся внешней интервенции? Можно, например, посмотреть на опыт США, которые приняли свою национальную Конституцию только четыре года спустя после провозглашения Независимости, по окончании гражданской войны. 

Не так давно в Украине с конституционными изменениями тоже поспешили. Речь о заключении Конституционного Суда, который 31 июля одобрил законопроект Порошенко. Рассмотрев законопроект без председателя Конституционного Суда. Продемонстрировав «чудеса оперативности» (на подготовку решения ушло фактически четыре дня). Естественно, без какой-либо научной проработки. То есть, по сути, формальный одобрямс. 

Однако, к чему привела такая поспешность? Что одобрили конституционные судьи? Под задекларированным названием «децентрализации» содержится текст усиления президентской власти. Причем не только над регионами, но и на первичном уровне местного самоуправления, взяв под президентский контроль каждую территориальную громаду. 

Рассмотрим подробно, что предлагает «законопроект Порошенко». 

Во-первых, изменение административно-территориального устройства. Проблема здесь не только в банальных переименованиях («область» на «регион» - это ли «реформа»?!). В законопроекте Порошенко нет четкости по поводу территориального устройства государства. Например, предусматриваются возможности ликвидировать одни регионы и создавать другие. Кстати, от таких административно-территориальных перелицовок могут возникнуть проблемы по весьма важным вопросам. Например, по поводу организации всеукраинского референдума, для инициирования которого необходимо собрать подписи в 2\3 областей. Но как быть, если численностью регионов можно свободно варьировать, ликвидируя или создавая те или иные регионы? Естественно, на практике это «варьирование» будет каждый раз диктоваться политической целесообразностью. Еще один аспект: казалось бы, благовидная цель – объединение громад. Но этот процесс должен происходить исключительно на добровольной основе, а не в административно-приказном порядке (как предлагается сейчас). 

Во-вторых, «законопроект Порошенко» предлагает тихо умыкнуть из Конституции общеевропейскую норму, что местное самоуправление – это право территориальной громады. Во что превратится местное самоуправление, если его сделать «обязаловкой» - вопрос риторический.«Самоуправление» как обязаловка на практике превратится в продолжение вертикали исполнительной власти. 

В-третьих, в «законопроекте Порошенко» предлагается ввести институт префекта. Казалось бы, под «благовидною метою» - ликвидация облгосадминистраций! Однако, во-первых, что это за префект, но где его префектура (рабочий аппарат)? То есть по факту префект является представителем президента, а Украина, тем самым, возвращается к временам «раннего Кучмы». Во-вторых, префект по своему статусу будет часто дублировать прокурора.  Но где в таком случае в этом «двойном надзоре» намек на «децентрализацию». Здесь налицо признаки усиления центрального контроля за региональным самоуправлением. Причем со стороны именно президента, который назначает префектов. 

В-четвертых,  президент наделяется правом останавливать действие актов любого органа местного самоуправления. С последующим направлением этого акта на рассмотрение Конституционного Суда, который принимает решение о неконституционности. Если местный акт неконституционный, значит это дает основания для роспуска местного совета и в регионе будут назначены досрочные выборы. Тем временем, управлять регионом будет «временный администратор», который назначается непосредственно президентом.  Независимо от уровня местного самоуправления. Под прямой президентский контроль можно будет взять не только конкретный регион, но и каждую территориальную громаду. 

В-пятых, срок полномочий органов местного самоуправления будет сокращен. То есть нынешний состав местных советов фактически избирается только на два года. По срокам все четко рассчитано: как только «законопроект Порошенко» проходит через все процедуры изменения Конституции, страна входит в очередной избирательный цикл. 

В-шестых, «особый порядок» местного самоуправления в Донбассе. Ранее мы уже говорили об опасностях этого «статуса».  Ну, а тот факт, что норму об «особом порядке» засунули в «хвост» Конституции (Переходные положения), только расширяет возможности для политических манипуляций. Например, сегодня по политической целесообразности нужно принять простой закон об «особом порядке» Донбасса, а завтра – этот закон так же свободно поменять или же отменить. Однако, в действительности, такие манипуляции нисколько не способствуют разрешению реально существующей проблемы – необходимости деоккупации украинских территорий. Предлагаемый «особый порядок» не только замораживает конфликт, но и подыгрывает планам агрессора, давая ему широкие возможности укреплять на украинской земле собственный военный плацдарм. Причем основной груз расходов при этом будет нести Украинское государство. В действительности, официальному Киеву необходимо вещи называть своими именами: Донбасс – оккупированная территория Украины.Это и основания для международно-правовой ответственности России. И в том числе, согласно международным нормам, содержание оккупированных территорий несет оккупант. 

…Ну, и наконец, в очередной раз, следует подчеркнуть вред фрагментарного внесения изменений в Конституцию.  Не нужно терзать украинский Основной Закон несколькими конституционными законопроектами (сначала – децентрализация, затем – судебная реформа) – необходима комплексная конституционная реформа, на основе детального научного изучения и широкого общественного обсуждения.

Еще блоги