Реформы социального страхования Украины: что будет Елена Кульчицкая

2015-11-25 07:00 25797

 

Статья посвящена исследованию правовых форм участия профсоюзов в системе социального страхования Украины. Ввиду существования двух видов социального страхования, автор определяет правовые формы участия профсоюзов в общеобязательном государственном и негосударственном социальном страховании. Профсоюзы участвуют в формировании органов управления страховыми фондами общеобязательного государственного социального страхования, а также формируют и обеспечивают работу комиссии предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности. В сфере негосударственного социального страхования они наделены возможностью учреждать профессиональные пенсионные фонды, становиться вкладчиком других негосударственных пенсионных фондов, а также стимулировать работодателей к внедрению дополнительных видов пенсионного обеспечения за счёт собственных средств.


Учёные-правоведы, которые исследовали деятельность профсоюзных организаций советского периода, часто обращали своё внимание на их роль в сфере социального обеспечения граждан. Это объясняется, в частности, тем фактом, что широкое участие трудящихся в управлении государственными и общественными делами признавалось одним из основных принципов советской государственности. Более того, профсоюзы в СССР имели право законодательной инициативы, совместно с государственными органами принимали нормативно-правовые акты. Поэтому неслучайно М. О. Смирнова в своей диссертационной работе исследовала правотворческую деятельность профсоюзов в сфере социального обеспечения, а Г. С. Симоненко в своих трудах обосновывал роль профсоюзов в совершенствовании социального страхования.

Сейчас в Украине учёные в основном исследуют функции профсоюзов в сфере трудовых правоотношений. Обозначенным вопросам посвящены труды О. И. Лысяка, Ф. А. Цесарского, Н. А. Цыганчук, Ю. Н. Щотовой и других. Наряду с этим, вне поля зрения учёных остаются вопросы участия профсоюзов в системе социального страхования Украины. Поэтому целью данной статьи является выделение форм участия профсоюзов в системе социального страхования Украины.

Основная часть

В зависимости от источников образования социальных страховых фондов и учитывая их правовое положение В. Я. Бурак [1, c. 235] различает два вида социального страхования: государственное общеобязательное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. Называя одной из организационно-правовых форм социального обеспечения социальное страхование за счёт обязательных и добровольных страховых взносов в соответствующий фонд общеобязательного социального страхования или негосударственные страховые фонды, такую точку зрения фактически разделяет С. Н. Прылыпко [2, c. 26-27]. Исходя из этого, мы попытаемся выделить формы участия профсоюзов в системе социального страхования, исследуя их роль в общеобязательном государственном и негосударственном социальном страховании.

На основании анализа законодательства Украины можно выделить несколько форм участия профсоюзов в системе общеобязательного государственного социального страхования. Первой формой является участие профсоюзов в формировании органов управления страховыми фондами. Следует заметить, что в советский период управление социальным страхованием полностью осуществлялось профсоюзами. Более того, первоначально с передачей социального страхования в ведение профсоюзов на них были возложены и функции пенсионного обеспечения рабочих и служащих [3, c. 29-30].

На сегодняшний день в соответствии со ст. 15 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14.01.1998 г. № 16/98-ВР [4] управление страховыми фондами, которые администрируют отдельные виды общеобязательного государственного социального страхования, осуществляется на паритетной основе государством и представителями субъектов социального страхования, которыми являются застрахованные лица и работодатели. Порядок назначения, избрания (делегирования) представителей государства и субъектов общеобязательного государственного социального страхования в состав правления и наблюдательных советов страховых фондов определяется законами об отдельных видах общеобязательного государственного социального страхования. Следовательно, Основы законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании отсылают нас к положениям Законов Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлёкших утрату трудоспособности» [5], «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [6], «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» [7].

В названных законах конкретизируется, что представители государства назначаются Кабинетом Министров Украины, представители застрахованных лиц избираются (делегируются) репрезентативными на национальном уровне всеукраинскими объединениями профсоюзов, а представители работодателей – репрезентативными на национальном уровне всеукраинскими объединениями организаций работодателей. При этом порядок избрания (делегирования) таких представителей определяется сторонами социального диалога самостоятельно.

Следует заметить, что правом делегирования представителей в органы управления фондами общеобязательного государственного социального страхования в Украине от имени застрахованных лиц наделены исключительно профсоюзы и лишь только те из них, которые отвечают критериям репрезентативности. Эти критерии определены в ст. 6 Закона Украины «О социальном диалоге в Украине» от 23.12.2010 года [8]. Репрезентативными закон признает те объединения профсоюзов, которые: 1) легализованы (зарегистрированы) в соответствии с законом, 2) являются всеукраинскими объединениями профсоюзов, насчитывающими не менее ста пятидесяти тысяч членов, 3) имеют в своём составе профсоюзы или их организации в большинстве административно-территориальных единиц Украины, определённых частью второй статьи 133 Конституции Украины, а также не менее трёх всеукраинских профсоюзов. Оценка соответствия критериям репрезентативности и её подтверждение для субъектов стороны профсоюзов на национальном уровне в Украине осуществляется Национальной службой посредничества и примирения.

Как справедливо обосновывает Ю. Н. Щотова, введение критериев репрезентативности профсоюзов в Украине нарушает равенство прав профсоюзов и их объединений, принцип свободы ассоциации работников для защиты и представительства их прав и интересов [9, c. 27]. Доводы автора кажутся нам убедительными, поскольку государство, устанавливая критерии репрезентативности, лишает так называемые «независимые» профсоюзные организации возможности участвовать в управлении социальным страхованием, а также в других формах социального диалога в Украине.

Роль профсоюзов в сфере общеобязательного государственного социального страхования в Украине, на наш взгляд, не исчерпывается их участием в формировании органов управления страховыми фондами. На локальном уровне профсоюзы являются тем субъектом, который владеет прерогативой в формировании комиссии предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением. Согласно п. 1.3. Положения о комиссии, утверждённом Постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 [10], организация работы комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия осуществляется на паритетных принципах её членами, делегированными работодателем и представителем застрахованных лиц (представительскими сторонами). Представителем застрахованных лиц является профсоюзная организация предприятия, а при её отсутствии – другой уполномоченный орган, представляющий интересы застрахованных лиц (представитель).

Правомерность предоставления профсоюзам первенства в вопросе представительства застрахованных лиц, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Исследуя защиту прав работников, Ф. А. Цесарский указывает на существенные преимущества профсоюзов перед другими представителями наёмных работников: во-первых, профсоюзы построены по определённой системе – от первичных организаций к объединению профсоюзов Украины; во-вторых, профсоюзы накопили значительный опыт в сфере защиты трудовых прав и интересов трудящихся; в-третьих, в своей деятельности они используют зарубежный опыт [11, c. 13]. Нельзя отрицать, что в сфере реализации социально-экономических прав и, в частности, права на страховые выплаты в связи с временной утратой трудоспособности, опыт у профсоюзов также весьма значительный ввиду того, что профсоюзы длительное время участвуют в управлении социальным страхованием.

В сфере негосударственного социального страхования профсоюзы наиболее активно принимают участие в системе пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды. Правовой основой регулирования отношений в этой сфере является Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 08.07.2003 г., который определяет, что такое обеспечение может осуществляться пенсионными фондами путём заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов. Согласно указанному закону в Украине могут образовываться такие виды пенсионных фондов: открытые, корпоративные и профессиональные пенсионные фонды. Профессиональные союзы (объединения профсоюзов) могут быть учредителями профессиональных пенсионных фондов. Такими в Украине являются пенсионные фонды, участниками которых могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), которая определена уставом фонда, а также физические лица, являющиеся работниками организаций работодателей, их объединений, членами или работниками профессиональных союзов, их объединений, которые создали такой фонд. Кроме того, Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» закрепляет право профессиональных союзов, их объединений быть вкладчиком негосударственного пенсионного фонда любого вида в пользу своих членов.

Будучи наделёнными правом создавать профессиональные негосударственные пенсионные фонды или платить взносы в уже существующие фонды любого вида, профсоюзы в Украине способствуют реализации права личности на дополнительное пенсионное обеспечение. Однако возникает один существенный вопрос, из каких средств профсоюз будет платить взносы в негосударственный пенсионный фонд. Если из собственных, то сегодня профсоюзы зачастую не имеют для этого достаточных финансовых возможностей. Если же из средств членов, то тогда каждый член профсоюза должен дать согласие на уплату страховых взносов. Поскольку законодательство этот вопрос не регулирует, то источник средств на уплату страховых взносов должен быть определён в уставе соответствующего негосударственного пенсионного фонда.

Возможностью учреждать профессиональные пенсионные фонды, а также становиться вкладчиком других негосударственных пенсионных фондов, на наш взгляд, не исчерпываются формы участия профсоюзов в системе негосударственного социального страхования.

Ещё одной формой участия профсоюзов в сфере негосударственного социального страхования является стимулирование работодателей к внедрению дополнительных видов пенсионного обеспечения за счёт собственных средств. Профсоюзы как представители наёмных работников в процессе коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений влияют на формирование их содержаний, а, следовательно, могут предусматривать в нем положения о дополнительном социальном обеспечении работников, в частности, путём образования корпоративных негосударственных пенсионных фондов.

Так, согласно Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», коллективный договор может предусматривать создание корпоративного пенсионного фонда работодателем либо отчисление им пенсионных взносов в другие пенсионные фонды. При этом решение работодателя о выходе из состава учредителей или о расторжении договора об участии в пенсионном фонде обязательно вносится в коллективный договор, а решение о ликвидации корпоративного пенсионного фонда вступает в силу при условии внесения изменений в коллективный договор, если создание такого фонда было предусмотрено этим документом. Более того, в коллективном договоре может быть установлен размер пенсионных взносов в корпоративный или профессиональный пенсионный фонд, которые уплачиваются за счёт учредителей этих фондов и работодателей-плательщиков.

Б. Юровский справедливо отмечает, что профсоюзы могли бы сыграть значительную роль в развитии корпоративного негосударственного обеспечения, поскольку их задача – защита интересов трудящихся в процессе заключения и исполнения как индивидуальных трудовых договоров, так и коллективных договоров. Однако, пока что, ни профсоюзы, ни работники не настаивают на осуществлении пенсионных накоплений работодателем. Причина этого в неосведомлённости, в ужасающей финансовой неграмотности. Поэтому инициатива в заключении договоров на негосударственное пенсионное обеспечение сегодня, как правило, принадлежит работодателю [12, c. 37].

Доводы Б. Юровского можно лишь частично признать обоснованными. Действительно профсоюзы недостаточно используют предоставленные им законодательством полномочия для защиты прав и интересов трудящихся в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, о чем свидетельствует небольшое количество корпоративных и профессиональных пенсионных фондов, которые осуществляют деятельность. С другой стороны, разница в количестве корпоративных и профессиональных пенсионных фондов в Украине является несущественной. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, по состоянию на 30 сентября 2013 г. в Украине действует 9 корпоративных и 7 профессиональных пенсионных фондов, участниками которых являются около 23 тыс. и более 103 тыс. человек соответственно. Эти цифры, на наш взгляд, свидетельствуют, что заявления об «ужасающей финансовой безграмотности» профсоюзов являются несколько преувеличенными.

Нельзя также отрицать тот факт, что работодатель сам заинтересован в негосударственном пенсионном обеспечении своих наёмных работников. Более того, М. О. Юрков обосновывает, что негосударственное пенсионное обеспечение является одной из основных форм проявления социально-правовой ответственности работодателя. Среди признаков такого вида ответственности работодателя автор одним из основных называет сознательное воплощение принципов социального государства путём построения новой социально-экономической модели отношений по социальному обеспечению работников, основанной на перераспределении обязанностей между государством и работодателем [13, c. 13-15].

Концептуально соглашаясь с необходимостью введения социально-правовой ответственности работодателя, все же считаем более целесообразным закрепить принцип солидарной ответственности работодателя и работника за формирование негосударственной пенсии. Если работодатель принял решение платить взносы в негосударственный пенсионный фонд в пользу работника, то последний обязан уплачивать определённый процент от этого взноса за свой счёт. И. В. Новикова убедительно обосновывает, что это, во-первых, позволит сформировать у граждан Украины чувство ответственности за собственное финансовое обеспечение после выхода на пенсию; во-вторых, обеспечит адекватные размеры негосударственных пенсий; и, в-третьих, повысит уровень и качество общественного контроля негосударственных пенсионных фондов [14, c. 8].

Указывая на особое значение коллективного договора в сфере социального страхования наёмных работников, следует заметить, что определённое влияние на систему социального страхования оказывают не только коллективные договора, но и другие коллективные соглашения: генеральные, отраслевые, территориальные. К примеру, в Генеральном соглашении о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010-2012 годы [15] стороны договорились о ежегодных консультациях и переговорах (во II-III кварталах) по поводу размеров страховых взносов на все виды общеобязательного государственного социального страхования и внесении согласованных предложений для утверждения их Верховной Радой Украины. Кроме этого, Генеральным соглашением с целью последовательной реализации принципов социального партнёрства в управлении фондами общеобязательного государственного социального страхования предусмотрено подготовить:

до конца 2010 года – концепцию перспективного перераспределения страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование между работодателями и застрахованными лицами;

на протяжении 2010-2011 годов изучить вопрос относительно путей усовершенствования системы управления фондами общеобязательного государственного социального страхования;

до конца 2014 года подготовить согласованный проект Закона Украины о введении системы общеобязательного государственного социального медицинского страхования, предусмотрев его введение на базе Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

На наш взгляд, это соглашение не предусматривает форм участия профсоюзов в системе социального страхования, оно скорее является одним из средств его усовершенствования.


Итак, профсоюзы являются главным представителем и защитником интересов работников в сфере социального страхования. Ввиду наличия двух видов такого страхования мы выделяем формы участия профсоюзов в общеобязательном государственном и негосударственном социальном страховании. В общеобязательном государственном социальном страховании профсоюзы участвуют в формировании органов управления страховыми фондами. Они формируют и обеспечивают работу комиссии предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности. В сфере негосударственного социального страхования профсоюзы наделены возможностью учреждать профессиональные пенсионные фонды, становиться вкладчиком других негосударственных пенсионных фондов, а также стимулировать работодателей к внедрению дополнительных видов пенсионного обеспечения за счёт собственных средств.

Список цитируемых источников

Право соціального забезпечення: підруч. [для студ. юрид. спец. вищ. навч. закл. / П. Д. Пилипенко, В. Я. Бурак, С. М. Синчук та ін.] / за ред. П. Д. Пилипенка. – 3-тє вид., переробл. і доповн. – К.: Ін Юре, 2010. – 496 с.

Прилипко С. М. Предмет права соціального забезпечення: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. докт. юрид. наук: спец. 12.00.05 «трудове право; право соціального забезпечення» / С. М. Прилипко. – Харків, 2007. – 42 c.

Симоненко Г. С. Роль профсоюзов в совершенствовании социального страхования / Г. С. Симоненко // Советское государство и право. – 1979. – № 2. – С. 29-37.

Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/16/98-%D0%B2%D1%80

ч. 1 ст. 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV // Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1105-14

ч. 1 ст. 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ // Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1533-14

ч. 1 ст. 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ // Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2240-14

Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2862-17

Щотова Ю. М. Правовий механізм реалізації функцій профспілок як суб’єктів трудового права: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. докт. юрид. наук: 12.00.05 «трудове право; право соціального забезпечення» / Ю. М. Щотова. – К., 2013. – 35 c.

Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0636-08

Цесарський Ф. А. Захисна функція профспілок, форми її реалізації: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. юрид. наук: спец. 12.00.05 «трудове право; право соціального забезпечення» / Ф. А. Цесарський. – Харків, 2004. – 20 c.

Юровский Б. Пенсии за счет работодателя. Рекомендации работодателям и пособие для защитников интересов трудящихся / Б. Юровский. – Харьков: Центр «Консульт», 2011. – 160 с.

Юрков М. О. Правовий статус роботодавця у відносинах з соціального забезпечення працівників: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. юрид. наук: спец. 12.00.05 «Трудове право; право соціального забезпечення» / М. О. Юрков. – К., 2010. – 24 с.

Новікова І. В. Механізм управління ефективністю корпоративних пенсійних програм: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. екон. наук: спец. 08.00.08 «Гроші, фінанси і кредит» / І. В. Новікова. – Суми, 2007. – 20 c.

Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/n0006120-10

 

Еще блоги