Квотный рефлекс или суровая реальность Зоны свободной торговли с ЕС Влад Золотарь

2016-01-27 17:05 59134

«Я конечно дико извиняюсь и наверное нарушаю чьи-то ритуальные танцы, но в кругах просвещённой интеллигенции такие действия называются коротко- КИДОК!
Просто все молчат об этом, а Косюк честно сказал.»
Евгений Черняк, владелец бренда «Хортица»

Не прошло и месяца с того долгожданного дня, как начала действовать экономическая часть Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС, а отечественный бизнес уже открыто заявляет, что никакого экономического чуда не будет. Увы, сегодня подтвердились опасения экономических аналитиков, озвученные еще до первой попытки подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом с его экономической частью, предусматривающей создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины с ЕС.

 Разумеется, на то, что Европа радушно и неограниченно предоставит свои рынки украинским товаропроизводителям, никто особо не рассчитывал. В суровом мире бизнеса, как известно, нет места абстрактной благотворительности, любезностям и альтруизму, идущим в ущерб собственным интересам. И вот сегодня, когда в СМИ уже отгремели новогодние пафосные речи представителей власти о сказочных европейских перспективах для бизнеса, наступило некое прозрение.

Первым таким «холодным душем» стало весьма смелое заявление известного в Украине бизнесмена и внештатного советника президента Порошенко Юрия Косюка, владеющего брендом «Наша Ряба» и агрохолдингом «Мироновский хлебопродукт».

Миллиардер прямым текстом сказал, что считает Зону свободной торговли с ЕС обманом украинского производителя. По мнению Косюка, никакого открытия благодатных европейских рынков для нашего бизнеса фактически не произошло и не произойдет.

Как рассказал Косюк в интервью «Голосу Америки», защищая от конкурентов свои внутренние рынки, ЕС установил очень жесткие квоты и ограничения. К примеру, производя в год порядка 1,2 миллионов тонн куриного мяса, Украина получила по-европейски «щедрую» беспошлинную квоту в 16 тысяч тонн (см. таблицу*).

 А вот на все, что выходит за рамки выделенного лимита, действует пошлина, превышающая 1000 евро за тонну. С учетом таких условий даже имеющий дешевую по меркам ЕС рабочую силу, вложивший колоссальные средства в модернизацию мощностей, прошедший все девять кругов сертификации и лицензирования отечественный производитель, становится неконкурентоспособным. Причем не где-то в голодной Африке, а в Евросоюзе, который на сегодняшний день является третьим в мире экспортером мяса птицы. Согласно информации из открытых источников, в этом секторе ЕС опережают только США и Бразилия.


По данным, которые озвучил в Киеве президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, на Европейский союз сегодня приходится почти 12% мирового экспорта мяса птицы. Для сравнения, украинский производитель, даже с учетом модернизации мощностей едва сумел преодолеть полуторапроцентный барьер.

Стоит ли говорить, что даже без квот закрепиться и удержаться на европейском рынке непросто: чтобы выпускаемый продукт соответствовал самым высоким европейским нормам и стандартам уже на начальном этапе нужны колоссальные инвестиции в обновление и развитие производственных мощностей, также недешевое участие иностранных специалистов, строгая сертификация продукции и многое другое.

Впрочем, работать в условиях непривычной украинскому бизнесу жесткой европейской конкуренции, это как бежать вверх против движения по эскалатору. Даже самая непродолжительная передышка в считанные секунды в лучшем случае отбросит назад.

«Сам по себе рынок ЕС большой, но и конкуренция там на порядок жёстче и сложнее чем в других странах. Поэтому, там нужно активно «работать локтями», чтобы закрепиться на рынке. При этом нужно учитывать и реалии рынка. На сегодня у Украины хорошо получается экспортировать в ЕС только кукурузу и пшеницу», - говорит эксперт Александр Охрименко.

Крайне привлекательный и перспективный рынок оказался совсем не тем местом, где есть возможность поторговаться, надавить на жалось, продавить свои интересы через лоббистов. Не удастся и получить какие-то отдельные преференции, как это не раз и не два проходило в случае с отечественным автопромом.

«Европа четко защитила собственные интересы, а Украина - проиграла. Никакого открытия рынков не произошло. Я считаю, что Зона свободной торговли, которую очень сильно пропагандируют сегодня, - это обман Украины», - приводят слова Косюка СМИ.

Бизнесмен также сравнивает начавшую работать ЗСТ с ЕС с ниппелем на автомобильной шине, говоря, что широко анонсированная свободная торговля работает строго в одностороннем порядке. При этом, квотный механизм будет действовать в нынешнем виде минимум пять лет. По словам главы комитета по вопросам торговли ЕС Сесилии Мальмстрем, даже вопрос об этом не будет подниматься.

Эксперты сходятся во мнении, что, Европа не пойдет ни на какие переговоры по поводу расширения квот. Во-первых, потому что это банально не выгодно европейскому производителю, который и без того сегодня переживает далеко не самые лучшие времена.

Во-вторых, на повестке дня в ЕС сегодня немало более насущных вопросов, требующих серьезных финансовых вливаний, как то: «кризисующая» Греция, масштабный наплыв мигрантов и т.п. К сожалению, украинский торговый вопрос в этом списке не значится, хотя бы потому, что для Европы он идет вразрез с защитой собственных экономических интересов. Дружба дружбой, а создавать из-за Украины новые проблемы на собственном рынке продовольствия Евросоюз никак не заинтересован. Именно потому еврочиновники прилагают максимум усилий, чтобы не создать проблем местному бизнесу, от стабильности которого напрямую зависит наполнение казны.

«Допустить ту же украинскую курятину на европейский рынок — это означает нанести удар по местным производителям. Европе это не нужно. Если очередное фермерское хозяйство - птицеперерабатывающая фабрика - в Европе закроется, станет меньше налогоплательщиков. Значит, очередная семья азиатских беженцев не дополучит свою гуманитарную помощь, а сейчас в Европе с этим совсем напряженно. С точки зрения государственной политики, дешевые украинские товары там совершенно не нужны», - уверен эксперт в области международных поставок Андрей Голубчик.

Вероятно, ранее у отечественного бизнеса еще теплилась надежда на переговоры по поводу расширения квот. Во всяком случае, этим можно отчасти объяснить тот факт, что размеры квот были известны уже довольно-таки давно, а резонанс по этому поводу начал возникать только сейчас, когда ЗСТ с ЕС начала действовать.

Наиболее наглядным подтверждением «скромности» установленных Евросоюзом квот стало то простое обстоятельство, что на сегодняшний день (позволю себе напомнить, что Зона свободной торговли действует с 1 января 2016 года) торговые лимиты, к примеру, на кукурузу, уже полностью исчерпаны. Другие позиции близки к этому.

Так, по данным Информационной компании «ПроАгро», украинские экспортеры кукурузы уже к 8 января 2016 года исчерпали годовую беспошлинную квоту (400 тысяч тонн) поставок в Евросоюз. На эту же дату квота по пшенице и продуктам ее переработки была выбрана более чем на 31%. (В прошлом году поставки украинского зерна в ЕС уже к концу ноября превысили квоту в 5 раз).

Не могут порадовать отечественного производителя и торговые лимиты на экспорт в Европейский союз свинины и говядины - 20 и 12 тысяч тонн соответственно.

Аналогичная ситуация и с «беспошлинными объемами» на экспорт сахара. В частности квота на сахар едва переваливает за показатель в 20 тысяч тонн. Примечательно, что аналогичная квота на импорт из ЕС а Украину значительно выше: она составляет 30 тысяч тонн. Проще говоря, еврочиновники любезно позволили нам продать в Европу на 10 тысяч тонн меньше, чем европейцам вбросить на рынок Украины.

Еще менее оптимистичная картина с экспортной квотой на яйца. Поставлять в ЕС без уплаты пошлин нам позволено всего 1,5 тысячи тонн. Для сравнения, в прошлом году такой экспорт составил почти 60 тысяч. Более того, даже такая, скажем прямо, мизерная поставка яиц в Евросоюз сегодня на грани срыва из-за недавнего скандала с бактериями сальмонеллы, которые якобы были выявлены в яйцах, которые были ввезены из Украины в Израиль. В Минагрополитики и продовольствия Украины уже категорически опровергли наличие сальмонеллы в яйцах для Израиля, но вопрос возобновления поставок пока не решен. Скорее всего, произошедшее в разы усилит бдительность проверяющих служб Евросоюза.

В значительной мере схожая ситуация и с украинским медом, в котором, согласно сообщениям информагентств, Чехия обнаружила некие противомикробные вещества, которых там быть не должно. Как результат, Украина срочно приостановила выдачу ветеринарных документов на экспорт меда, начались проверки и выяснения.

Даже если информация о наличии антибиотиков в меде и бактерий в яйцах не подтвердится, это ощутимо ударит по репутации отечественного производителя, соответственно отразится на его конкурентоспособности.

Таким образом, весьма велики шансы того, что, в погоне за привлекательным европейским рынком, отечественный производитель может утратить свои позиции дома, на рынке внутреннем. Безусловно, потребитель поначалу получит неплохие бонусы от увеличения качества и количества конкурентов на украинском рынке продовольствия. Пока отечественные производители будут тратиться на модернизацию, проходить сертификацию всего, что производят, всего что выращивают и на каком грунте, европейские импортеры смогут здорово демпинговать. Настолько жесткая борьба за покупателя под силу только очень крупным компаниям. Однако они также могут оказаться к этому не совсем готовыми, поскольку уже понесли ощутимые убытки из-за потери с первого января текущего года российского рынка.

Хочется надеяться, что рано или поздно Украина сможет заменить российский рынок европейским не только в красивых, пафосных речах власть имущих. Но даже при идеальных условиях этот процесс будет проходить очень нелегко. Ради самой перспективы движения вперед нам придется сделать еще много шагов назад. Другой вопрос в том, насколько эти шаги будут оправданными, самостоятельными, эффективными и реальными…

Как показала ситуация с Зоной свободной торговли с ЕС и квотами, в экономических вопросах, в отличие от политики, мерилом всему является не промежуточный, а конечный результат. Пообещать и подписать документы, а потом забыть, не суметь, не захотеть, передумать – не удастся.

PS. Когда материал уже был написан, министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил: «Я лично считаю, что заявления относительно яиц в Израиле и меда, который вывозился в Чехии, являются политически мотивированными и являются попытками вытеснить украинский аграрный экспорт из внешних рынков. Сальмонеллез в украинских яйцах не нашли. Мы зашли с большими объемами продукции на большой рынок яиц в Израиль, и обвалили там цены... Антибиотики нашли в продукции только одной чешской компании, смешивала мед с разных стран».

Скорее всего, министр прав и ситуация с яйцами и медом является примером недобросовестной конкуренции. Но, ведь это лишний раз свидетельствует о наивности отечественных «евроромантиков», уверявших всех, что на европейских рынках царит честная конкурентная борьба…

 

 

Еще блоги