Зачем Порошенко поехал в Японию Игорь Шевырев

2016-04-06 14:45 42111

5-7 апреля украинский президент Петр Порошенко посетил в рамках официального визита Японию.  Кому этот визит более выгоден: Петру Порошенко или Синдзо Абэ?

В Японии сейчас одно из красивейших времен года – повсеместно цветет сакура и этот национальный праздник продлится вплоть до 15 апреля. Прекрасная пора, когда лучше всего посетить Страну Восходящего Солнца.

Понятно, не ради Ханами (национальный праздник цветения сакуры), а также не для того, чтоб просто посмотреть Фудзияму, отправился в Японию Петр Порошенко. 


Хотя время для визита выбрано оптимально.

Во-первых, сразу после глобального ядерного саммита в Вашингтоне. На подобных крупных форумах, где встречаются ведущие мировые лидеры, обсуждается актуальная повестка, сверяется пульс планеты, задается дальнейший тон международным отношениям. И для президента Порошенко, и для премьера Абэ, которые побывали вместе в Вашингтоне, этот саммит стал «превью» к нынешней двусторонней встрече. Тем более, чтоядерный саммит оказался успешным для обеих стран. Например, Япония аккурат к саммиту вывезла крупную партию плутония (331 кг), сделав конкретный шаг к безъядерному миру. В свою очередь, Украина к саммиту открыла харьковский центр изучения ядерной энергии, показав пример как «мирный атом» обернуть на гражданские нужды.
Во-вторых, украинско-японские переговоры проходят в преддверии саммита «Большой семерки», который состоится на острове Исэ-Сима (префектура Миэ) в конце мая. Для Украины очень важно заручиться поддержкой Японии и всей «семерки» в целом в контексте политики деэскалации и деоккупации по отношению к Крыму и Донбассу. Япония последовательно поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины. Напомним, во время прошлогоднего визита премьера Синдзо Абэ в Киев было договорено о предоставлении японской финпомощи на сумму $1,8 млрд. Кроме того, глава японского правительства призвал стороны соблюдать режим прекращения огня на Донбассе.

В ходе нынешней встречи президент Петр Порошенко и премьер Синдзо Абэ будут говорить,прежде всего, о мире и обсуждать вопросы оккупированных территорий. Украинского президента интересуют оккупированные Крым и Донбасс. Для японского премьера первоочередной приоритет – курильский вопрос. Для обоих лидеров деоккупация – это надежда на мир. С одной стороны, надежды на долгожданный мир в Украине. С другой стороны, урегулирование японо-российского спора откроет путь к подписанию «мирного договора» между обеими странами.
Впрочем, для японского премьера нынешняя встреча важнее в большей степени.

Дело в том, что Синдзо Абэ сейчас активно работает над посредническим маневром, пытаясь застолбить за собой роль медиатора в конфликте между Украиной и Россией. Встреча с Порошенко для Синдзо Абэ важна, чтоб подготовиться к предстоящим переговорам с Путиным.
Чтобы вернуть курильские «северные территории», Япония пытается разыгрывать «украинскую карту». У японского премьера нет других вариантов. Сейчас Синдзо Абэ вынужденнооказался в замысловатом шпагате. С однойстороны, ставшее «вечным» ожидание «прогресса» в курильских переговорах с Россией. С другойстороны, потребность постоянно оглядываться на своих американских союзников, которые известнысвоей ярко выраженной антироссийской позицией. В то время как Обама постоянно подталкивает Абэк более непримиримой позиции в отношении с РФ и в частности, отказаться от встреч с Путиным (какэто буквально проявилось «на свет» во времяфевральской телефонной беседы американского и японского лидеров).

Так вот, миссия медиатора между Украиной и Россией позволит Синдзо Абэ, наконец, встать с шпагата. А украинско-японские переговоры могутстать тем самым знаковым импульсом к японо-российскому сближению, которое приведет и к определенным подвижкам в «курильском вопросе», а в перспективе и к заключению «мирного договора».

Отметим, «курильский компромисс» междуМосквой и Токио вызревал достаточно давно. А где-то с минувшей осени между обеими сторонамина экспертном уровне заметно активизировалисьдискуссии.
Сейчас же, как видим, вопрос переводится на уровень политических переговоров. Причем на самом высшем уровне. А значит, и принятиерешения на грани.
В середине апреля в Токио ожидают визит Лаврова. Через месяц, в мае, ожидается встреча Путина и Абэ. Скорее всего, встреча пройдет в Сочи.

Что сейчас является «камнем преткновения» в японско-российских переговорах? С однойстороны, на повестке стоит японская финансоваяпомощь Украине. С другой стороны, Россия по-прежнему пытается оправдывать аннексию Крыма«защитой русскоязычных соотечественников». А значит, и вопрос о возвращении Курил, где сейчаспроживают около 30 тысяч россиян, Москве тожебудет сложно пояснить. Тем более, что РФ публично уже озвучила планы по созданию военно-морской базы на Курилах. И кстати, уже в этоммесяцы российские корабли будут проверять местапредполагаемой дислокации. Но не исключено, чтоэто один из элементов тактики россиян.

Синдзо Абэ и Владимир Путин, которыеполитически стоят на общих националистическихпозициях (и либерал-демократических), вполнемогут договориться о компромиссе. Например, на условиях Совместной декларации 1956 года, которая предусматривает «обмен территориями»: Россия – возвращает японцам 2 из 4 спорныхкурильских острова (Шикотан и Хабомаи); Япония– отказывается от претензий на Кунашир и Итуруп.

Для справки: с марта 2013 года Синдзо Абэ и Владимир Путин уже встречались пять раз. Здесьможно также отметить регулярное эпистолярноеобщение обоих лидеров. И даже может сложитьсявпечатление, что между Путиным и Абэ сложилисьтоварищеские отношения.
Кстати, Синдзо Абэ был единственным западнымлидером, который побывал на зимней олимпиаде в Сочи в 2014 году. Однако, из-за российскойаннексии Крыма японско-российское сближениебыло приостановлено, а Токио присоединился к западным санкциям. Хоть это и здорово бьет по японским экономическим интересам (например, Токио заинтересован в российском газе. Крометого, неоднократно высказывал инициативыпродвигать инфраструктурные проекты).

С политической точки зрения, Япония стремитсясближением с Россией выйти из своей изоляции в Восточной Азии. Из-за радикального национализма Синдзо Абэ от него стараютсяудерживать дистанцию как Китай, так и ЮжнаяКорея.
Между прочим, РФ этот фактор умело обыгрывает. Например, всячески пытаясь разыгрывать«китайскую карту», но так чтобы «в пику» Японии. (Например, пресловутый «газовый контракт» с Китаем, который призван стать основнымраздражителем для Токио)

Еще блоги