Турецкий гамбит Александр Булавин

2016-07-02 09:18 26344

 

Глобальный мир стал столь взаимозависим, что новый поворот в отношениях РФ и Турции начинает серьёзно менять все стратегию взаимоотношений запада и России.

На самом деле в стратегии Кремля на Ближнем Востоке Турция играла не рядовую роль. С одной стороны, Анкара была самым мощным и выгодным партнером во внешней торговле в этом регионе. Один «Турецкий поток» не только экономически, но и геополитически чего стоил. С другой стороны, Турция рассматривалась Россией (видимо, чересчур оптимистично) в качестве рычага давления на Евросоюз (куда, кстати, Анкару не принимали уже более 20 лет).

После того, как Турция сбила самолёт, она выдвинулась на острие борьбы Европы против России (подливала бензина в огонь и Америка). Слабо осудив акцию по расстрелу российских пилотов, в юридической плоскости Европа была на стороне Эрдогана (тем более, что он в «нужной коалиции»). Поддержка Турции в сирийском конфликте со стороны Брюсселя и НАТО была активной, даже не взирая на задокументированные факты сотрудничества Анкары с ИГИЛ.

Именно поэтому столь болезненным и жёстким был ответ Москвы на расстрел экипажа СУ-24 и столь оперативно отреагировала Россия на попытку возвращения двусторонних отношений в привычное русло. Причин внезапного турецкого гамбита немало. Обрисуем главные.

Санкции Москвы против турецкой экономики оказались весьма болезненными. И не только в сфере туризма, но и в строительстве, сельском хозяйстве, энергетике. Компенсировать их собственными силами, либо с помощью Европы не удалось (та умыла руки).

Закрученный с Европой «политический роман» с беженцами, с помощью которого Эрдоган мечтал не только существенно поправить финансовые дела, но и с помощью шантажа получить еще более существенные политические гарантии, в частности войти в ЕС, очень скоро показал свою нереальность. Будучи в угнетенном и сложном положении Брюссель, а скорее всего Берлин, хотели бы по крайней мере сбить волну беженцев, но не разоряя свои экономики. И извинения перед Россией были одним из средств наказать Брюссель за неуступчивость и жадность.

Были и внутренние причины решения Эрдогана. И без того взрывоопасная ситуация в турецком обществе дополнилась резко усилившейся критикой президента со стороны оппозиции. Она считает, что значительные потери Турции от антироссийской кампании ставят общество на грань гражданской войны, которая сочетается с активным противоборством с курдскими повстанцами, террористическими акциями ИГИЛ и явным проигрышем антисирийской кампании.

Активные попыткиАнкары оказать давление на Россию с помощью ееэкспансии в ближнее российское зарубежье (по крайней мере, в Азербайджан и Украину), Кремль также выдержал и отчасти отбил.

Однако Москва начала наносить все более чувствительные удары по интересам Турции в общем и Эрдогана в частности в Сирии и других странах, граничащих с ней. Достаточно сказать о теснейшем сотрудничестве России с Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом и напряженной челночной дипломатии между Москвой и Тель-Авивом. Дальнейшее соперничество с Россией Анкара сочла бессмысленным и вредным. И вот поступило письмо с извинениями.

Если сказать, что запад оказался разочарован, то это только полуправда. Европейские столицы на возобновление диалога и возможного тесного российско-турецкого сотрудничества ответили скрежетом зубов. Лучше всего отразила реакцию запада на поступок Эрдогана В. Нуланд.

Ее резкие эмоциональные высказывания в отношении Эрдогана говорит о том, что помощник госсекретаря США не разобралась ни в восточном менталитете, ни в самом турецком президенте. В довершении всего, они звучат как несдержанное истеричное выражение чувств.

«Мы очень удивлены подобным поведением президента Турции Раджепа Эрдогана. Мы считаем данные извинения неуместными и хотели бы выслушать позицию Эрдогана лично. Как партнер по НАТО Эрдоган нас разочаровывает. Мы надеемся, что извинения Турции по поводу сбитого российского самолета окажутся недействительными. В противном случае США будут вынуждены изменить свои отношения с Турцией», — отметила Нуланд.

Такая несдержанность Госдепа побудила некоторых экспертов даже подозревать Белый дом в сотрудничестве с Анкарой в деле сбитого СУ-24. В том, что Вашингтон способен мстить за предательство сомнений нет, вопрос состоит в том: как и когда? Разрушив с помощью неуклюжих действий отношения практически со всеми странами Ближнего Востока, США в противостоянии с Москвой очень рассчитывали на экспрессивность турецкой верхушки, на то что Турция станет таким себе антироссийским тараном. Сначала в Сирии, затем в среднеазиатском регионе. Теперь такой таран развален.

Некое разочарование, невзирая на последние заявления Банковой, возникло и на Украине. Если бы украино-турецкое сотрудничество развивалось бы на ниве внешней торговли, то данный турецкий гамбит никак бы не повлиял на темпы и объемы сотрудничества.Однако, как известно Анкара поспешила после начала конфликта с Россией резко и масштабно решила "дружить" с Украиной на ниве военного сотрудничества, более того с намерением вернуть Крым.

Понятно, что в ближайшем будущем, скорее всего, активное сотрудничество Анкары с Ислямовым и Чубаровым не продолжится. И после последних решений ЕС все это должно заставить власти Украины более реалистически взглянуть на свои ближайшие и перспективные приоритеты. Как показал Brexit, и та же Турция, слепое следование в русле политических догм Брюсселя может привести к печальным последствиям.

 

 

Еще блоги