Почему аграрный сектор так и не стал локомотивом экономики Украины Василий Голян

2016-08-05 20:00 32201

 

Залогом социально-экономического подъема большинства стран Центральной и Восточной Европы стало неуклонное соблюдение классических принципов функционирования базовых рыночных институтов, в частности в части формирования конкурентной среды, становления института частной собственности, диверсификации источников инвестирования стратегически важных инфраструктурных проектов, развития полноценной финансово-кредитной системы, реальной децентрализации власти и реформы местного самоуправления. В Украине сформировались предпосылки (с каждым годом они только усиливались) доминирования на базовых рынках крупных предпринимательских образований, в основе которых лежит олигархический капитал. Особенно четко это прослеживается в аграрном секторе.

В начале 90-х годов прошлого века Украина входила в число наиболее высокотехнологичных стран. К сожалению злоупотребление рекомендациями международных финансовых институтов и лекалами рыночных трансформаций, предлагаемых идеологами Вашингтонского консенсуса, превратили нашу страну в «инновационную» периферию европейского континента.

При таких условиях рассмотрение отдельными представителями политического истеблишмента отечественного АПК с экспортной сырьевой ориентацией и значительными структурными и воспроизведенными дисбалансами в качестве ядра социально-экономического подъема – это признание собственной беспомощности перед вызовами глобальной конкуренции, геополитического переформатирования и планетарной информационно-технологической революции.

Отличительным признаком структуры отечественного АПК, которая сформировалась в результате институциональных и финансовых преференций для субъектов крупного аграрного бизнеса и отсутствия благоприятных предпосылок для становления сектора фермерских хозяйств и института сельскохозяйственной обслуживающей кооперации, является значительный рост стоимости экспорта зерновых за период с 2001 по 2015 год, а также увеличение его удельного веса в общем объеме украинского экспорта в 2012-2015 годах.

В 2001 году стоимость экспорта зерновых из Украины составила 483,7 млн. долл, в 2008 – 3703,8 млн. долл, а в 2015 – 6057,5 млн.долл. Если доля экспорта зерновых в общем объеме украинского экспорта составляла в 2001 году 2,97%, в 2008 – 5,53%, то в 2015 она достигла 15,89%. В целом стоимость экспорта зерновых культур в 2015 году по сравнению с 2001 годом увеличилась более чем в 12 раз.

За период с 2000 по 2015 годы произошел значительный рост стоимости экспорта семян и плодов масличных растений. Если в 2000 году стоимость данной экспортной группы составила 195,8 млн долл, в 2008 – 1426,2 млн. долл, то в 2013 году она составила 2048,1 млн. долл. В 2014 и 2015 годах произошло снижение стоимости экспорта семян и плодов масличных культур в связи с кризисными явлениями, обусловленными переформатированием внешнеэкономических ориентиров Украины в результате подписания экономической части Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом. Также произошли существенные изменения в динамике удельного веса семян и плодов масличных растений в общем объеме украинского экспорта. В 2000 году данный показатель составлял 1,3%, в 2008 – 2,1%, а в 2015 году он увеличился до уровня 3,9%.

На первый взгляд значительный рост в последние годы объемов экспорта зерновых, а также семян и плодов масличных растений по сравнению с началом 2000-х годов дает основания говорить о выходе отечественного АПК из стагнационной фазы. Сравнение с показателями, отражающими развитие других сегментов аграрного сектора, заставляет констатировать возникновение значительных структурных диспропорций, связанных с перегибом в сторону увеличения продукции растениеводства, в первую очередь, зерновых, а также семян и плодов масличных культур. Имеет место уменьшение производства отдельных видов продукции животноводства в результате перманентного сокращения поголовья крупного рогатого скота, что обусловило, в свою очередь, устойчивую тенденцию увеличения импорта мясных продуктов.
Если в 2000 году Украина импортировала мяса и съедобных субпродуктов на 22,0 млн. долл, в 2004 – на 158,4 млн. долл, то в 2008 году объем импорта мяса и съедобных субпродуктов составил 843,6 млн. долл. США. Падение объемов импорта названных товаров происходило в 2009-2011 годах, когда последствия мирового финансового кризиса негативным образом отразились на работе мясоперерабатывающих звеньев украинского АПК.

В 2012 году по сравнению с 2001 годом импорт мяса и съедобных субпродуктов увеличился на 429,9 млн долл, что обусловлено некоторым оживлением в перерабатывающем сегменте аграрного сектора в связи с относительной стабилизацией экономической ситуации. В 2013-2015 годах импорт мяса и съедобных субпродуктов уменьшился в связи с резким сокращением платежеспособного спроса населения и обострением проблем с пополнением оборотных средств предприятиями пищевой промышленности, а также потерей последними традиционных ниш на рынках стран СНГ, в первую очередь, Российской Федерации. Несмотря на значительное сокращение объемов импорта мяса и съедобных субпродуктов в 2014-2015 годах в результате углубления кризисных явлений в национальной экономике и обострения экзогенных рисков, в целом за период с 2000 по 2015 год наблюдалось увеличение импорта названных видов продовольствия.

Одной из причин увеличения импорта мясной продукции с низкой долей добавленной стоимости для удовлетворения спроса населения страны и перерабатывающих предприятий была устойчивая тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота. Если в 2000 году поголовье крупного рогатого скота составило 10,63 млн.голов, в 2008 – 5,49 млн.голов, то в 2015 году оно снизилось до уровня 3,88 млн.голов. В последние годы поголовье крупного рогатого скота меньше, чем во времена немецкой оккупации. Сокращение поголовья крупного рогатого скота привело к значительному уменьшению объемов внесения органических удобрений для подкормки сельскохозяйственных культур: если в 1990 году объем внесения органических удобрений составлял 260,7 млн.тонн, в 1996 – 81,3 млн.тонн, то в 2014 году он составил лишь 9,9 млн.тонн.

Гипертрофированный рост объемов экспорта зерновых, а также семян и плодов масличных культур, увеличение импорта мяса и съедобных субпродуктов, резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота и как следствие катастрофическое снижение объемов внесения органических удобрений для удобрения посевных площадей, а также низкий уровень среднемесячной реальной заработной платы штатных работников в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – это маркер неудовлетворительной структуры отечественного АПК, которая сформировалась в результате спорадической и селективной национальной аграрной политики, осуществлявшейся в интересах представителей крупного аграрного бизнеса, который на данный момент является еще более приближенным к высшему политическому истеблишменту, нежели «олигархи от руды».

Исправить ситуацию можно при условии кардинального пересмотра приоритетов национальной аграрной политики в направлении поддержки малых и средних форм аграрного предпринимательства, которые позволят решить проблему безработицы в сельской местности и остановить упадок сельского уклада жизни в целом. Крупный аграрный бизнес сегодня функционирует без надлежащего экологического, фискального и социального контроля, поэтому получает сверхприбыли за неэквивалентное присвоение земельной ренты и тем самым монополизирует аграрный рынок, дискриминируя сектор сельских домохозяйств и ускоряя тем самым упадок сельских территорий.

 

Еще блоги