Мир ТВі: Буря в стакане вранья

2013-04-27 20:39 781

Происходящее вокруг телеканала ТВі вызывает крайне неприятное чувство. Понятно, что где-то нас обманывают, но угадать, где именно, ну никак не получается. Обе стороны конфликта призывают нас поверить, что только они ведут игру честно. Но при этом выглядят как наперсточники, просящие угадать, где именно находится тот самый злополучный шарик.

Оффшорное телевидение

С самого начала все происходящее на канале густо перемазано враньем. Начать хотя бы с того, что нет никакого телеканала ТВі. ТВі – это просто бренд – надпись в уголке телеэкрана. Юридически компания, владеющая этим брендом и нанимающая на работу журналистов, называется «Телерадиосвит». Директором этой компании до последнего времени была Наталья Катеринчук. Но канал ей вовсе не принадлежал. Компанией «Телерадиосвит» владеет другая компания «Медиаинфо» – крайне интересная контора с уставным фондом аж в одну тысячу гривен. Однако, не спешите делать выводы, - она тоже не собственник ТВі. Компанией «Медиаинфо» в свою очередь владеют две оффшорки – «Вилкокс» (Виргинские острова) и «Балмор» (Великобритания).

Именно эти две структуры сейчас и выясняют между собой, кто будет контролировать телеканал. «Новый владелец» Александр Альтман уверяет, что компания «Балмор» внесла в статутный фонд «Медиаинфо» целых 950 гривен. А «старый владелец» Константин Кагаловский утверждает, что это неправда, и что именно «Вилкокс» потратился на такую заоблачную сумму.

Тем временем, глядя на жуликоватые лица спикеров, не покидает чувство, что ни «старый», ни «новый» владелец ТВі ими вовсе не являются. Ведь кто стоит за оффшорками, до сих пор доподлинно не известно. Официальных документов ни одна из сторон так и не показала. Единственное, что удалось «нарыть» украинским журналистам, что директором и владельцем 100% акций «Балмора» является гражданка Новой Зеландии Рейчел Эми Эриксон, широко известная в определенных кругах как недорогой номинальный директор и учредитель. Кто нанял ее на работу – тайна за семью печатями.

Официальная версия

Официальная версия звучит так: в 2007 году два миллионера - Владимир Гусинский и Константин Кагаловский решили создать телеканал в Украине. Мол, для бывшего владельца НТВ Владимира Гусинского канал был интересен как место для повторного проката низкокачественных сериалов, которые он производил на российский рынок. А Кагаловский решил поучаствовать в мероприятии «из любви к искусству» - в смысле к «независимой прессе». Однако уже очень скоро партнеры поссорились. По версии Кагаловского, Гусинский продавал своему же каналу мыльные оперы по завышенной цене. Летом 2009-го Кагаловский пригласил тогдашнего управляющего каналом Николая Княжицкого в свой маеток близ Ниццы, чтобы обсудить дальнейшую судьбу канала, - и вуаля – в сентябре того же года канал у Гусинского отобрали.

Это, наполним, публично озвученная фигурантами дела версия. Как было на самом деле – не знает никто. Тем не менее то, что Княжицкий тогда называл «я нашел другого инвестора», Гусинский трактовал как незаконное присвоение своей доли и долго судился. В ходе войны за канал всплыли даже факты незаконного прослушивания людей Гусинского с использованием оборудования ТВi. Но особого резонанса скандал не получил. Тогда ТВі еще не был флагманом «независимой журналистики».

Потом все затихло. До той поры, когда нам озвучили, что собственности лишился и второй «основатель» канала. Тональность заявлений Кагаловского не оставляет сомнений в том, что он, как и когда-то Гусинский, этому не рад.

Однако, веских доказательств того, что канал принадлежит или даже принадлежал именно ему, бизнесмен не дает. Только показывает нам бумажки с названиями оффшорных фирм. У другой стороны конфликта – Александра Альтмана тоже есть такие бумажки. Вот только верить не хочется ни одному, ни другому. Тем более если вспомнить, что Альтман человек во всей этой истории вовсе не посторонний – он был партнером по бизнесу и Гусинского, и Кагаловского. Скорее возникает чувство, что старые друзья разложились на перроне пригородного вокзала, и теперь просят нас угадать, а под чьим же именно стаканчиком находится шарик.

Все уже украдено до нас

Тем временем, знающие люди уверяют, что причина происходящего на канале вовсе не в споре собственников. Причина в том, что деньги, выделяемые все это время на развитие канала кем-то так и не названным, закончились. Канули в Лету, не принеся ни копейки прибыли. Или, если совсем уж откровенно, были разворованы ушлым менеджментом, среди которого фигурируют фамилии сторонников и «старого», и «нового» владельцев.

И сейчас вопрос стоит не в том, кто будет собственником – ведь собственности как таковой то и нет. Есть лишь фирмочка с капиталом в 1000 гривен, долги и коллектив журналистов, которому нужно платить зарплату. Торг сейчас идет за то, кто от имени канала пойдет сдаваться к олигархам, и к кому именно.

Судя по поведению и власти, и оппозиции, обе стороны очень надеются, что побегут к ним. Стоимость содержания канала – 5 миллионов долларов в год – вполне посильная сумма и для Левочкина, и для Яценюка и еще для десятка политико-олигархических групп. Именно поэтому ни власть, ни оппозиция сейчас не спешат вмешиваться в конфликт на канале. Выжидают, подбадривая то одну, то другую сторону противостояния. Ведь всем понятно,- какая из оффшорных фирм не победит в нынешней «войне», победителю придется идти на поклон не к новозеландским, а к нашим олигархам.

Тем не менее, про угрозу «свободе слова» и ущемление прав журналистов мы от политиков еще обязательно услышим. Правда чуть позже – когда станет точно известно, кто проиграл тендер на использование ТВі в преддверии выборов.

Еще новости в разделе "Мир"

Стиль жизни
Авиаперелёт: 5 вещей, о которых необходимо позаботиться заранее
Стиль жизни
1, 2, 3… Бокала вина
Путешествия
Лучшие места зимней Канады
Афиша
15 ГРУДНЯ У ПРОКАТ ВИХОДИТЬ ФАНТАСТИЧНИЙ ЕКШН «БУНТАР ОДИН. ЗОРЯНІ ВІЙНИ. ІСТОРІЯ»

Новости партнеров

Мы в телеграм