Что теперь сказать майдану?
Все, что видим, слышим и пониманием о событиях недавних дней, заставляет задуматься об устройстве нынешних майданов и механике нынешних протестов. Вроде бы спонтанные захваты зданий мэрии, «Октябрьского дворца», попытки «штурма» президентской администрации и блокирование Кабмина при ближайшем рассмотрении выдают четкую организованность процесса. Не такую тщательную, как во время «оранжевой революции» (вождя-харизмата не хватает), но все ж вполне осмысленную.
Первое, что только слепой не заметит: идет информационная война, вполне продуманная и местами победная. Система, привыкшая действовать по принципу «мы работаем, а не пиаримся», теперь втянута в бои, к которым не приспособлена.
Второе, что обращает на себя внимание: действия протестующих не хаотичны, как кажется на первый взгляд. Они явно управляются из единого центра (не путать с партией!). Тут и захват «реперных точек», памятных с 2004 года. Майдан и Европейская площадь, улицы Институтская и Банковая, Киевская мэрия и Дом профсоюзов – все это ключевые места для тех, кто «майданил» девять лет назад.
Добавился и новый символ – Межигорье, на которое периодически пытаются объявить перший марш те, те, кто пешком и в метро передвигаться не очень привычен.
Третье, что бросается в глаза: оппозиция работает не только с пространством, но и со временем. События с драками анонсируются и неизбежно происходят с участием «типичных титушек». Далее следует характерная реакция на происходящее, звучащая из вне, в том числе из Европы – так оперативно, вроде все отстроено по четкому таймингу.
Четвертое: все это создает мощную телевизионную картинку, транслируемую на весь мир. Протест больше не выглядит мирным. И речь тут не только о разгоне майдана, а о регулярно возникающих «меньших ситуациях». Из-за них не только майдан и власть, но и Украина проигрывает информационную войну. Протест не выглядит красивым и не ощущается мирным, как было в 2004 году.
Пятое, схожее с 2004-ым: инфопространству навязываются стереотипы угроз. Среди них и предвкушаемый приезд «бандитов» из шахтерского края. И вот-вот отправляемый в Киев русский спецназ. И танки, стоящие на въезде в Киев. Все это нагнетает ситуацию не только через прессу, но и через социальные сети. А это - новая технология по сравнению с «оранжевым временем». Она – двояковогнутая. С одной стороны, соцсети мобилизуют гражданское общество. С другой - «выпускают пар» и создают иллюзию активности. Гораздо проще написать «SOS, перепост», чем самому выйти на холодную улицу.
С того момента, как парламент не смог отправить правительство в отставку, задача оппозиции – объяснить митингующим, что им делать дальше.
Она в сложном положении. Неуволенное правительство – это и демонстрация самоуверенности власти, и проявление слабости оппозиции, неумения решать вопросы.
Нынешний майдан – не "мовний", который так просто распустили. Людям, стоящим на площадях в Киеве и не только, нужно объяснить, почему их протест не воздействовал на парламент. Им нужно дать цель, смысл и надежду. Если речь идет по-прежнему о евроинтеграции, то эта надежда появилась: после того, как Киев в понедельник вышел на связь с Баррозу и восстановил евродиалог. Теперь вопрос в том, сколь быстрыми окажутся итоги.