Легитимность под вопросом
Любая радикализация ставит под сомнение не только работу правительства, но и вообще легитимность взаимоотношений внутри страны. Потому что получилось так, что ситуация из Киева расползалась и на другие регионы. Как никогда мы стали близки к тем гражданским конфликтам, в которых победителей не бывает, и быть не может по определению.
Гордиться гражданским конфликтом – это самая большая глупость для страны. Если говорить о том, что может быть с властью в Украине, то единственный вариант развития событий – это те компромиссные фигуры, которые должны между собой договариваться и должна решаться их судьба в парламенте. От них зависит и политизация общества в Украине, по большому счету. Если люди будут вне политики – то на конструктиве легче найти какой-то компромисс, попытаться вывести ситуацию из захода на вторую волну экономического кризиса. Мы понимаем, что в политической риторике декабря 2013 года мы перестали думать о том, что страна находилась на грани экономического кризиса. Чем больше будет затягиваться гражданский конфликт – тем более туманными будут наши политические перспективы.
Пребывание Николая Азарова на должности премьер-министра было самым долгим, ему пришлось работать над стабилизацией ситуации. Нынешняя ситуация более сложная, чем была в 2010 году. К сожалению, в Украине часто политика доминирует над экономикой – если нам удастся переломить ситуацию, тогда будет легче уйти от эмоций и начать работать головой.
Что касается кандидатуры премьер-министра, то называется целый ряд персон, говорят, что это может быть и первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов, кто-то называет Петра Порошенко. Но на самом деле занять сейчас должность главы правительства - это очень рискованный выбор для любого из политиков и чиновников такого ранга. В условиях такого риска, если человек справляется с ситуацией, он получает огромное преимущество, возможности и перспективы. Но если нет – то, безусловно, какие-то дальнейшие возможности любого из людей, которые не справляются со своими задачами, оставляют туманную политическую перспективу. Кто бы ни стал премьер-министром, ему в этой ситуации остается только пожелать удачи, ведь не каждый согласится на эту работу и те условия, которые предполагают необходимость взять на себя огромные риски.
Что касается вопросов посредников в решении конфликта, то некоторые взывают к посредникам со стороны запада, некоторые полагают, что хорошо найти посредников со стороны России, но мое убеждение, что это должны быть модераторы, а не посредники. И если будут такие модераторы, то хорошо, если они будут и со стороны Европы, и со стороны России. Мы сейчас находимся в той ситуации, когда надо самим научиться решать свои проблемы.