Куда влечет нас рок событий? И откуда?
Предлагаемый текст образовался в процессе подготовки статьи в журнал "Вестник Европы" в январе этого года. Перечитав его, я решил без каких-либо изменений опубликовать, поскольку дальнейшее развитие событий, как мне представляется, подтвердили обоснованность некоторых выводов и прогнозов.
Великая русская революция умерла естественной смертью от старости, исчерпав свои объективные цели.
И, разумеется, не были революциями ни «перестройка», ни «суверенизация» России и Украины. Это скорее были этапы контрреволюции в полном соответствии с известным тезисом о том, что всякая революция для достижения своих объективных целей должна зайти дальше них, чтобы после неминуемой реакции занять отведенное ей историей место.
Российская и украинская элиты с завидным упорством заставляли и заставляют оба сообщества грести против течения. К такому же выводу независимо друг от друга пришли и ряд западных экспертов (Бжезинский, Коэн, Рар и др.). Потому что плывя по течению, обе страны неминуемо «приплыли» бы к правовому государству, в котором беззастенчивое и безнаказанное обогащение за счет общественного достояния было бы невозможно.
Сегодня любой непредубежденный человек, оглядываясь на то, чем были Украина и Россия в начале того пути и чем они стали сейчас, признает без оговорок, что Буш и Горбачев тогда были правы, когда предупреждали советских граждан от поспешных действий и поддержки рвавшихся к богатству и власти представителей местной республиканской номенклатуры.
Реализовавшись в силу стечения обстоятельств, эта альтернатива ( немедленной и полной суверенизации, государственного разделения России и Украины) задала обеим странам не пересекающиеся нигде траектории «неразвития», паразитирования общества и элит на накопленном ранее экономическом потенциале. Двигаясь по ним Россия и Украина, судя по всему, разошлись настолько далеко, что при сохранении существующих условий - внешних и внутренних - возможность их взаимодействия в процессе модернизации в ближайшем обозримом будущем становится все более и более призрачной. POST SCRIPTUM
События, происщедшие после того как работа над статьей была закончена и текст передан в редакцию «Вестника Европы»: массовые акции протеста, поводом для которых послужил отказ от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и возглавленные оппозиционными парламентскими партиями; попытка их подавления 11 декабря; российско-украинские договоренности 17 декабря; спешное принятие 16 января большинством Верховного Совета Украины пакета законов, санкционирующих подавление не только мирных демонстраций и митинов, но и политической оппозиции как таковой вообще, приведших к дальнейшему обострению конфликта - все это свидетельствует о том, что из названных выше путей дальнейшего развития российско-украинских отношений украинской и российской государственными администрациями выбран был самый простой, но далеко не лучший.
А именно, разрушение третьей украинской республики (1991-2014 гг.) с целью создания в Украине политического режима, совместимого с существующими в странах-членах Таможенного союза и предполагаемых членах формируемого Евразаийского союза. Неправильным такое решение представляется нам потому, что оно может лишь создать видимость согласия и сотрудничества двух стран поскольку очевидно сориентировано не на модернизацию и развитие, а на самосохранение контролирующих государственный аппарат коррумпированных компрадорских по существу новых так называемых «элит», некоторые объективные качества которых и привели в конечном счете к глубокому кризису в российско-украинских отношениях.
Теоретически еще существует возможность того, что Украину не удастся перевести в губительную для нее парадигму «стыдливого авторитаризма» и она продолжит поиск адекватных ей форм общественно-политического устройства (четвертая украинская республика) и способов переломить тенденцию к деградации ее человеческого, промышленного и природного потенциала.
Поскольку единственным мыслимым в украинских условиях способом сделать нам представляется максимально возможная либерализация, успех или неудача Украины на этом пути окажут большое влияние и на Российскую Федерацию. И, кто знает, возможно возвратят большому восточноевропейскому российско-украинскому тандему принадлежащую ему роль лидера и двигателя экономической и политической модернизации в Восточной Европе, гомогенизации всего большого европейского пространства - географического (собственно Европа) и культурно-исторического (Северное полушарие и Австралия).
Во всяком случае надежда на это сохраняется потому что никаких иных «обходных» путей развития для двух стран и их отношений, на наш взггляд, сейчас просто не существует.