Украина: два по 100
Сегодня исполняется 100 дней бегству из Украины Виктора Януковича. А 7 июня, в день инаугурации президента Петра Порошенко, будет 100 дней премьерству Арсения Яценюка. В эти «два по 100» уместился период развития страны, которые лет 100 потом будут разбирать историки, как изучают до сих пор Киев 1918-1919 годов.
Мы же, находящиеся в этом временном промежутке, можем фиксировать только его «реперные точки». Киевский политолог Константин Матвиенко сформулировал их по схеме «5 канал, пятый президент, пятая колонна». От себя добавлю: вследствие и впродолжение этих пятерок многим деятелям пришлось искать за границей «пятый угол», а многие стали бесполезны стране, как пятое колесо и пятая нога.
Впрочем, многие определили для себя «пятый элемент» Украины и теперь пишут в соцсетях, что плачут при исполнении гимна Украины, хотя раньше воспринимали его формально. Особенно, мол, пробирают слова о том, как братьям-украинца
м улыбнется доля. Украинцами теперь считают себя многие, независимо от пятой графы.
Эта стодневка сплотила нас в гражданское общество и политическую нацию. Выражение «Ми здобули», которое раньше было рекламным слоганом, теперь стало поводом для сарказма. Мы «здобули» президента, который ранее в мэры с трудом претендовал. Мы получили боевые действия на Востоке и Юге страны. Мы подвергли центры своих городов ракетным атакам. Мы безоружных и необученных бросили воевать с опытными и экипированными. Мы вспомнили, что страна должна кормить не чужую, а свою армию и восстановили призыв, и стали всем миром собирать для солдат деньги. Только, говорят, они до армии не доходят. И символом наших военных «удач» должен стать генерал с говорящей фамилией Размазнин. Он говорит, что солдаты не получили бронежилеты потому, что в мирное время они армии не нужны, а потом надо ж было тендеры проводить…
За эти 100 дней к «генералам Размазниным» не пришла мысль, высказанная писателем Андреем Курковым – штаб Вооруженных сил нужно перенести из Киева на Донбасс, поближе к боевым рубежам. Чтоб не абстрактно руководить, а конкретно, с позиций. Может, АТО тогда быстрее закончится и война не все спишет.
Не забудется то, что эта стодневка пополнила ряды погибших. Я не знаю, назовут ли их Небесными сотнями или поименуют как-то иначе, но Украина, когда-то мечтавшая дорасти до 50 миллионов, теперь ежедневно теряет своих людей посреди бывших тихих городов.
Эта война точно не спишет ужас жителей Славянска, для которых не создали гуманитарный коридор, которым не дали шансов на эвакуацию и которые бежали на велосипедах, сгребая детей в охапку – потому что у них нет денег на другой, более комфортный исход.
Ни война, ни стодневка, думаю, не дадут забыть усилия журналистки Христины Бондаренко, которая ищет сейчас реанимобиль и вертолет для эвакуации из зоны боевых действий чужого ребенка. Чужих детей не бывает – и эта стодневка тому подтверждение.
Я не знаю, как властям, правящим Украиной в эти дни, не стыдно называться властями. От поездок в Брюссель и встреч с Бараком Обамой количество погибших не уменьшается. Да и экономика не стабилизируется. Но все отчетливее вспоминается грустный анекдот времен президентства Виктора Ющенко: «Голоду в країні не будет, буде маленький піст, тобто пістець».
Гибель украинцев во время обстрела своих городов – следствие противостояния, которое не дает Украине шансов на экономическое хотя-бы-выживани
е. Да и территория страны за стодневку уменьшилась – из-за потери Крыма.
Теперь граждан приучил к мысли, что проще избавиться от «горячего» Донбасса, чем его усмирить и прокормить. Проблема только в том, что самостоятельно Донбасс жить не может, а Россия его не зовет. «Мы никому не нужны», - пишут дончане и луганчане в соцсетях. А ведь совсем недавно, десятилетия назад страна завидовала их достатку и зарплатам.
Теперь шахтеры, фактически спонсирующие олигарха, гудящего клаксоном, стали бедными маргиналами. И новый шахтерский бунт это не исправит. Ситуация 1989 года не повторится, потому что одно дело – выйти на митинг и пешим маршем дойти до Киева, и совсем другое – пойти под пули.
Еще одной особенностью этих дней стало плывущее в Украину орудие. На Донбассе его получают все по потребности. Впервые в стране апробируется ситуация, когда пользование оружием почти легализовано. Но, вопреки прогнозам, оно используется не для защиты, а для нападения и мародерства.
Специалисты рассчитывают на разоружение Донбасса втечение полугода. За это время оружие доберется до Киева. И вряд ли его используют, чтобы салютом приветствовать «воцарение» пятого президента.
Говоря о дате инаугурации, сильная знанием традиций депутат Анна Герман заявила, что 7 июня – это поминальная суббота, торжества проводить нельзя, грех. Ей ответили: с президентом дата согласована, а греха бояться – во власть не ходить. Следующая, президентская , стодневка и это спишет.