Сколько гривну не корми – она в лес смотрит
Новое-старое явление наших дней - это появление черного рынка валют, котировки которого печатаются в интернете рядом с курсом, установленным Нацбанком. Народ не проведешь. Народ в курсе, какой курс правильный. Это Нацбанк может говорить о том, что для доллара 13 гривен – это потолок. Мы-то знаем, что за 14,5 его на черном рынке с руками оторвут, хоть это и опасно для здоровья.
Мы возвращаемся то ли в 90-е году Украины, то ли в 2000-е годы Белоруссии, когда в обменники купюры могут нести разве что идиоты, а накапливать гривны согласиться только нумизматы.
Ценность приобрели евро, доллар, гречка, картошка и крупа – простые человеческие ценности, с которыми, по идее, мы сможем перезимовать даже в условиях, тщательно про…нных нынешними властями.
У новых властей такая беда, что им и на предшественников свалить ничего нельзя. Если прошлый «режим» держал доллар с курсом 8 в условиях глобального экономического кризиса, то нынешняя «честная власть» не может добиться даже цифры 12. У народа возникает вопрос: если не воруют, то куда деньги девают? Едят они их, что ли? В банки (трехлитровые) складывают? Если они к черным дням готовятся, то зря – эти дни уде пришли. Их даже под серые не замаскируешь.
Обрушение гривны оказалось страшным, лавинообразным. Нынешняя власть к такому не готовилась, лавину предотвратить не могла. Инфляция скачет, вкладчики из банков бегут. И финучреждения, бывшие в первой пятерке лидеров, теперь оказываются во второй полусотне, к ним близится временная администрация, а спасения все нет.
Во время, когда интернет заполнен высказываниями о том, что «уровень равновесия» по Степану Кубиву сменился «уровнем равновесия» по Валерии Гонтаревой, нет смысла говорить о победе украинской власти в деле удешевления газовых кубометров. Их спорная дешевизна съедена курсом доллара. Если у экономического блока прошлого правительства были резоны держать курс и получать удешевленный газ, то нынешние «честные» правители такими ворсами не озадачиваются. При этом основные «угодья» сланцевого газа, а также газа собственной украинской добычи, имеют все шансы оказаться на территории, контролируемой не украинскими властями.
А если говорить о деньгах как таковых, то девальвация валюты подобна импортным таможенным пошлинам: если гривна, то импорт автоматически дорожает. И не только импорт, но и прочие товары, включая «икру гречневую», которая привязана если не к доллару, то к стоимости топлива, а также электроэнергии.
Если верить МВФ, то из Украины бегут иностранные капиталы - с начала года нас покинули более $2 млрд. И тут дело не в стрельбе на востоке. Просто работать с нынешним правительством – себе дороже. Те, кто привык к взаимодействию с экономическим блоком времен Сергея Арбузова, вряд ли готов тревожить себя объяснениями с воинственными «фронтовиками» Арсения Яценюка.
Они, кстати, получают свои доходы от войны. Полуторапроцентн
ый новый налог, который взимают с украинцев, как то вяло идет на фронт. Обеспечение бойцов Нацгвардии происходит усилиями украинцев, на волонтерских основаниях скидывающихся ради фронта, ради победы. То, что им предписан дополнительный налог, является хамством государства по отношению к гражданам.
Взаимная нелюбовь правителей с избирателями усиливается на фоне войны. Во время парламентской кампании нам придется выбирать между партией войны, партией бесконечной войны и партией проигранной войны. Что характерно гривне от этого не легче.