10 дней до выборов: делят места и койко-места
Как порой причудливо тасуется колода. Только попытались власти похоронить оппозицию, только «показали» Нестору Шуфричу «на его койко-место», как оказалось, что вышеназванный политик, как и вся верхушка списка Оппозиционного блока, вполне может оказаться в парламенте. Сразу несколько социологических компаний предупредили политиков о том, что не таким правым и однородным будет парламент, как его малюют.
Первой об этом заявила кандидат социологических наук Ольга Балакирева, сообщив, что в парламенте буду восемь партий и среди них – Оппозиционный блок. Затем аналогичную информацию распространил Центр «София» и Украинский институт социологическихисследован
ий им. Александра Яременко. По их данным, в Верховной раде окажутся Блок Петра Порошенко, Радикальная партия, Народный фронт, Оппозиционный блок, "Батькивщина", "Самопомич", "Гражданская позиция" и "Свобода". Отличие от рейтинга Балакиревой в том, что, по ее мнению, «Гражданской позиции» в Раде не будет. При чем не только в переносном, но и в прямом смысле.
Важно, что результат просчитывался от количества избирателей, готовых прийти на выборы. Если в общем, то все эти политсилы должны преодолеть пятипроцентный барьер. Если детальнее, то вот цифры: за Блок Порошенко готовы голосовать 32,2% респондентов, за Радикальную партию - 10,9%, за Народный фронт - 9,8%, за Оппозиционный блок - 7,4%, за "Батькивщину" - 6,8%, за "Самопомич» - 6,5%, за "Гражданскую позицию" - 5,5%, за "Свободу" - 5,3%. За парламентским бортом остается "Сильная Украина" Тигипко-Хорошковского (за нее готовы голосовать 4,6% респондентов), Компартия (3,4%), "Заступ" (1,4%) и "Правый сектор" (0,9%). Еще 17 партий набирают менее 0,9, то есть они не только ниже плинтуса, но и за гранью статистической погрешности.
Важно и то, сколько избирателей готовы прийти проголосовать. Явка не обещает быть высокой: 58,6% респондентов обязательно пойдут голосовать, 19,2% - скорее пойдут, 4,7% скорее не пойдут, 13% не пойдут голосовать в принципе, а 4,5% даже не знают, как ответить. При этом опрос проводился только на подконтрольных украинским властям территориях, не включая зоны ДНР, ЛНР и Крым.
Как всегда, крайняя декада выборов оказывается решающей. Особенно это касается нынешней, очень короткой кампании. Достаточно вспомнить опыт прошлых выборов, когда в Раду не врывались, а спокойно проходили «Зеленые» или «Свобода». К примеру, политолог Константин Бондаренко напоминает, что падает рейтинг блока Порошенко с 40% до 32%, а Тигипко, который стартовал как единственная оппозиционная сила, стал «вторым непроходным», потому что титул «первый непроходной» принадлежит лидеру «Гражданской позиции» Анатолию Гриценко. Вопрос в том, как и кому удастся мобилизовать электрат и вывести его из «неопределившегося болота». Сейчас выборы делает не Донецк, который находится под обстрелами.
Вопрос, что сделает Центр, на чью сторону он перейдет. И какая часть восточного электората все-таки сможет добраться до избирательных участков. Не зря социологи называют этот электорат блуждающим. И вопрос еще в том, кто сможет говорить с ним на его языке. Скорее всего, это политики, ныне ставшие оппозиционерами и не набравшие на востоке и в центре негатив. Не зря политический острослов Владимир Цибулько сказал, что граждане будут голосовать за оригиналы партий, а не за их дубликаты. И если Народный фронт - это клон Блока Порошенко, а «Сильная Украина» копирует Оппозиционный блок, то лучше уж отдать голоса «оригиналам», а не «вторякам».
Во всяком случае, так социологи трактуют колебания электората. При этом представляющий «Софию» Андрей Ермолаев отмечает, что избиратель хочет не только оригинального, но и нового. Старые партии ему надоедают, он в них разуверился. Потому и говорит избиратель об Оппозиционном блоке и партийных «фронтовиках». При этом"фронтовик" Арсений Яценюк на этой неделе показал приверженность к «партии войны».Он готовится строить великую стену между Украиной и Россией. Не за свой, надеюсь, счет.
Учитывая, что средства не свои, да и завершение проекта Яценюк вряд ли застанет в должности премьера, он в своем патриотизме готов на все. Например, на строительство не только стены, которая может стать объектом приграничного плача, но и на его укрепления средствами спецзащиты, а также проведение вдоль него рокадных дорог. Как правило, они строятся вдоль линии фронта и предназначаются для прохода бронетехники. То есть заявление Яценюка означает, что украинско-российскую границу он считает фронтом навсегда.
При этом президент Петр Порошенко проводит в Милане встречу с лидером России. Порошенко явно соотносит себя с «партией мира». Вот и получается, что разные ветви власти, президент и премьер – идут разными дорогами и в разных направлениях.
При правом парламенте эти векторы не смогут разнести страну при одном условии – при наличии в Раде оппозиции, которая восстановит систему сдержек и противовесов и представит мнение тех, кому сейчас не до голосований под обстрелами. Если верить социологам, в случае честного подсчета голосов Украина получает шансы сохранить не только историю, но и будущее в виде государственности. В это очень хочется верить.