Война все спишет – с чужих частот
Идет война народная, священная война. Не только за территории, но и за информационное пространство. Создание Мининформации вместо Госкоминформа расширяет права государства как репрессивного механизма, в том числе и в медиа.
Одно из проявлений этой войны – дело с попыткой отжать у владельцев телеканал БТБ. Созданный как дочка Нацбанка, сейчас он стал поводом для уголовного дела, открытого против бывшего первого вице-премьера и главы НБУ Сергея Арбузова. Открытого, как свидетельствуют эксперты, необоснованно – без факта и состава преступления.
Попытки перехватить акции у канала БТБ превратились в сопутствующий механизм по уголовному преследованию Сергея Арбузова и рассказы о том, что его разыскивает сам Интерпол. Информация эта упала на благодатную украинскую почву, где информацию принято воровать и публиковать, не проверяя. Меж тем в списках Интерпола Арбузов не значится. А созданный им канал продолжает функционировать.
При этом начальник Главного следственного управления ГПУ Святослав Лаганяк громко заявляет, что канал создан вопреки законам и заведомо неправомерным решением. Сложно представить, кто посоветовал ответственному работнику озвучить этот текст. Но хотелось бы, чтобы, выходя к журналистам, следователи учили матчасть. Или же – не тратили свое и журналистское время и не выходили. Потому как нет законов, запрещающих НБУ финансировать созданный им канал. Более того, есть нормы, разрешающие ему это делать.
И суть истории тут не только в канале и частотах, но и в самом методе работы. Если прежняя «преступная» власть каждое решение обосновывала законами, то нынешняя, «демократическая
» действует из принципа революционной целесообразности
. Видимо, она не может опомниться после второго майдана и готовится к третьему. И в отличие от уголовного дела, под создание БТБ была подведена законная база. Он был создан 17 июня 2011 года решением правления Национального банка Украины «с целью информационного обеспечения граждан и общества своевременной, достоверной и полной информацией о политике Национального банка» в соответствии со статьей 71 Закона «О Национальном банке» и статьей 68 Закона «О Национальном банке». Первая из них предписывает Нацбанку финансирование дочерних структур, вторая относит к деятельности НБУ обеспечение гласности.
Зная этот набор цифр и букв, Генпрокуратура приличной страны дело бы не открывала, а специфичной – быстро бы закрыла. Но у нас ведь собственная гордость, потому прокуроры слушают, но не слышат требования юристов о «прекращении уголовного производства в отношении создания телеканала БТБ по причине отсутствия состава преступления».
Следователи, как говорит адвокат Игорь Фомин, в определенные законами срок ему не отвечают, на ходатайства и требования не реагируют. Возможность у них для этого есть – когда Родина в опасности, война многое списывает. В том числе – и с чужих арестованных счетов, даже если это касается медиа.