Где сегодня слабое звено
Как известно, дела, как и девушки, бывают разные, сложные, простые, реальные, виртуальные, а также по умолчанию бесполезные.
Нет, я совсем не стану осуждать последние, они также, как и популистские предвыборные речи политиков, имеют право на существование. Но, только с одной оговоркой: если они не приводят к немалым финансовым затратам для скромного государственного бюджета, а также пустому расходованию интеллектуальных и временных ресурсов силовых ведомств.
Потому в каждом деле, в том числе и уголовном, не принципиально против кого возбужденном, прежде всего, важно иметь саму, или же, как говорится на процессуальном диалекте великого и могучего, состав преступления. В любой, если можно так выразиться, юридической и правовой цепи, это является ключевым звеном. И если с самого начала становится очевидным, что именно это звено самое слабое, или оно вовсе отсутствует, то даже самый неопытный сотрудник правоохранительных органов поймет, что не стоит за это даже браться. Увы, в нашей стране, даже после Евромайдана с его люстрациями, в этом золотом, и казалось бы незыблемом, правиле все еще есть исключение. Практика по приказу свыше хоронить бизнес или по политическим мотивам открывать уголовное производство, тратя на это время, силы, деньги и другие ценные ресурсы при фактически отсутствующем составе преступления, у нас существует. Причем существует исключительно ради определенных политических выгод, создания резонанса в обществе, имитации бурной деятельности во благо новой страны, которая якобы уже живет по новым принципам.
Обидно конечно, что за этот непростой год фактически мало что изменилось в лучшую сторону. По сути, все новые принципы сегодня отстаиваются отнюдь не самыми цивилизованными, честными, правовыми и прозрачными методами.
Не верите? Вот лишь один свежий пример. Один из рейтинговых интернет-ресурсов опубликовал новость со ссылкой на свои проверенные источники в политсилах. Суть ее сводится к тому, что главные посты в государственных банках могут, так сказать, в качестве скромной компенсации отдать приближенным к власти персонам, которым по разным причинам не достались министерские кресла и другие «хлебные» должности в госаппарате. Чтобы этих должностей стало больше, банки искусственно доводят до банкротства.
Процветает и практика прочной связи силовых структур с политикой. Только неисправимо и паталогически наивный сегодня может считать, что после эпического освобождения из Качановской колонии экс-премьера был положен край так называемым политическим делам. И оно понятно. Вот, к примеру, уголовное производство, открытое не так давно украинской генпрокуратурой против экс-первого вице-премьера Сергея Арбузова. В частности расследуется факт якобы нанесения государству ущерба в то время, когда он еще возглавлял Национальный банк и принял, по версии обвинения, незаконное решение создать и финансировать на средства НБУ банковское телевидение. Да, телеканал действительно был создан и работает по сей день. Однако, почему-то прокурорами и следователями, ведущие это дело, не афишируется несколько других фактов. К примеру, тот, что решение создать телеканал принимал не Арбузов лично, его коллегиально одобрил целый Совет НБУ. В чем тогда его персональная вина, сказать сложно. Более того, и юристы, и эксперты банковского рынка, и правозащитники уверяют, что возбуждать такое дело в принципе не имело смысла, поскольку в нем отсутствует состав преступления. Так или иначе, НБУ, как объект хозяйствования со своим уставным фондом и статутом имел право вполне законно организовать подобное предприятие. И никакого нарушения в этом нет. Исключением могло быть разве что превышение согласованной сметы расходов телеканала, однако такого отмечено не было. Более того,
Исключительно политические мотивы этого расследования подтверждаются еще и тем, что украсть прибыль телеканала было просто невозможно по причине ее отсутствия. Как и многие другие действующие сегодня госучреждения, он по умолчанию не прибылен. Кроме того, как уже было сказано, телеканал никуда не делся, он и сегодня находится в госсобственности. Так, получается, что обвинения, на которых собственно базируется это дело, просто не имеют сути, не имеют оснований. Рискну сделать вывод, что это дело нужно отнюдь не для свершения какого-то правосудия. Увы, скорее всего оно лишь один из элементов политического преследования неугодных, в том числе и бывших высокопоставленных политиков и чиновников. И, надо отметить, от этого сегодня отталкивается защита экс-чиновника, требуя закрыть это уголовное производство. Адвокаты в судовом порядке уже добились снятия ареста счетов Арбузова и членов его семьи. Они практически не сомневаются, что выиграют и все дело в целом, но при этом не исключают, что далее могут последовать новые, опять-таки дутые дела, также не особо имеющие отношение к реальному правосудию.