Берлин и Каир: смертная казнь по-разному
Между руководством Германии и Египта сохраняются серьезные разногласия по ряду принципиальных вопросов, что, однако, не должно стать препятствием для совместной работы двух государств как в контексте двусторонних отношений, так и в аспекте обеспечения мира и стабильности в регионе Ближнего Востока.
Об этом cказала канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с президентом Египта Абдул-Фаттахом Халил Ас-Сиси в Берлине в среду.
«Мы обсудили темы, где мы расходимся во мнениях…, где надеемся найти общие решения», - отметила глава немецкого правительства. К таким, в первую очередь, относится проблема смертной казни. «Это, с нашей точки зрения, то, от чего надо отказаться», - подчеркнула канцлер. Также она призвала обеспечить свободу вероисповедания в Египте, чтобы каждый гражданин мог свободно исповедовать свою религию – будь то ислам или христианство.
Несмотря на все несогласия, Меркель заверила, что уделяет отношениям с Египтом большое стратегическое значение, не в последнюю очередь потому, что тот лежит в центре крайне неспокойного и нестабильного, особенного в последнее время, региона. Меркель напомнила, «насколько центральной» является роль Египта в мирном процессе на Ближнем Востоке, о том, какую важную роль он может играть в отношениях между Израилем и Палестиной, в урегулировании ситуации в Ливии, Сирии, борьбе с Исламским государством, Бока Харам, контрабандой оружия и т.д. Германия, по словам ее лидера, готова оставаться важным партнером, в том числе и с экономической точки зрения, в том, чтобы помочь Египту сохранить стабильность в стране с 90-миллионным населением и добиться ее экономического процветания.
Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси очень эмоционально заверил публику в том, что в Египте, где «миллионы людей вышли на улицы против религиозного фашизма», сейчас происходит «очень хороший процесс». «То, что у нас происходит – это прекрасно и вы должны это поддержать», - призвал Ас-Сиси, очевидно, немцев. Он подчеркнул, что Египет не допустил и не допустит того, чтобы его постигла участь Сирии или Ливии. При этом он заверил, что египетская армия «не является инструментом в руках правительства».
Египетский президент парировал критику в недемократичности смертной казни, заверив, что «Египет – конституционное государство». Он посетовал на то, что европейцы не всегда до конца понимают культурные и исторические традиции восточных стран. «Мы, египтяне любим демократию и свободу. Но у нас есть свои ценности», - заявил Ас-Сиси. И добавил: «мы уважаем ваши, вы должны уважать наши», «когда вы говорите, что заботитесь о человеке, то мы тоже это делаем». Отвечая на вопрос, когда будет казнен его предшественник Мурси, Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси сообщил, что «это (был) лишь суд первой инстанции за которым последуют долгие процедуры». «Что я могу поделать? Пусть все будет в свое время и в подходящих для этого условиях", - развел руками египетский лидер.
Собеседники пришли к выводу, что надо больше «серьезно и честно» общаться, чтобы лучше понять друг друга. «История нас учит, что нужно разговаривать, нужно сотрудничать», - отметила Меркель, сославшись на свой личный жизненный опыт.
45-минутное опоздание на встречу с прессой после переговоров канцлер объяснила «проблемой с лифтом». А завершилась пресс-конференция едва ли не мини-революцией, устроенной египетскими журналистами, которые требовали дать им слова, несмотря на строго расписанный регламент Канцелярии – по 2 вопроса с каждой стороны. А в конце проводили удаляющихся лидеров громким скандированием во славу Египта. Удерживать толпу пришлось подоспевшим секьюрити.