Зачем нужен новый Шелковый путь

Игорь Шевырев

Основное предназначение Шелкового пути – это торговля. Так, было в древние времена, когда выстраивался Великий Шелковый путь. Торгово-экономические цели стоят в приоритете также перед возрождающимся Новым Шелковым путем.

В свою очередь, для того, чтобы торговля продвигалась эффективно, важно сочетание множества факторов. Например, скорость доставки (в этим у Нового Шелкового пути полный порядок, это современные высокоскоростные магистрали, адаптированные к любым климатическим условиям). Кроме того, протяженность пути (максимально краткий путь из всех возможных вариантов). Огромное значение имеет также упрощение таможенных процедур (учитывая, что шелковые магистрали проходят через несколько государств). В идеале, свободная торговля без изъятий и ограничений.

Помимо иных факторов, учтем также и то, что Шелковый путь является китайской инициативой. Это стратегический проект для Поднебесной, позволяющий осуществить сразу несколько целей.

Во-первых, крупнейшей экономике мира необходимо расширение рынков сбыта, выстраивание новой транспортно-логистической инфраструктуры. Экономика Китая, хоть и замедляется в своих темпах, но растет, с каждым годом наращивая производство товаров, которых нужно поставлять на международные рынки. Тем более, что Китай еще и уделяет пристальное внимание к повышению качества своих товаров. Это уже отнюдь не былой «дешевый ширпотреб», повышение качества способствует укреплению конкурентных позиций Китая на международных рынках.

Во-вторых, Шелковый путь способствует внутренней модернизации страны. Например, в Поднебесной в кратчайшие сроки практически с нуля была выстроена современная высокоскоростная железнодорожная сеть, связавшая между собой разные провинции.

В-третьих, Шелковый путь также способствует сбалансированию регионального развития. Так, раньше в развитии Китая был явный перекос в пользу приморских районов, в свое время давших толчок китайскому экономическому чуду. Сейчас через Шелковый путь также происходит выравнивание развития центральных и западных провинций, а также вовлечение их в товарооборот с прилегающими странами континента (речь прежде всего, о соседних странах Центральной Азии).
В-четвертых, Шелковый путь позволяет сбалансировать перекосы в китайской внешней торговли, где основной оборот осуществляется через морские порты. Шелковый путь позволит снизить зависимость Китая от морских перевозок, а также сопутствующих рисков через проливы (например, рост терроризма, проблему морского пиратства). В том числе, учитывая нынешнюю напряженную ситуацию, сложившуюся в регионе Южно-Китайского моря, где Китай практически в одиночку противостоит десятке стран АСЕАН. В том числе, снизить зависимость от перевозок через Малаккский пролив, через который проходит около 20% мировой торговли.

Так, «пакистанский коридор» на порт Гвадар обеспечивает прямой выход к нефтеносному Ормузскому проливу Ближнего Востока. Кроме того, обеспечивается прямой выход к нефтегазовому Ирану, который вследствие соглашения с Западом делает первые шаги к открытости с международным сообществом. Или возьмем центральноазиатские коридоры, которые укрепляют китайское присутствие в регионе с последующими выходами на Каспий и Кавказ.

Однако, полная завершенность трансконтинентального Шелкового пути обеспечивается выходами на рынки стран Европы. Собственно говоря, Евросоюз является конечным пунктом назначения Нового Шелкового пути, протянувшегося тонкой нитью от восточноазиатского побережья к берегам Атлантики. Ради этой цели – объединить через сушу континенты Европы и Азии – однажды и задумывался шелковый проект.

И вот здесь особенно актуализируется уникальная роль Украины.

К настоящему времени Украина формально все еще находится в стороне от китайской инициативы «Один пояс – один путь». В условиях, когда к шелковому проекту уже присоединились все украинские соседи: хоть с запада – с востока, хоть с севера – хоть с юга.
Однако, при всем этом именно Украина является наиболее готовой к тому, чтоб выполнить свою «шелковую миссию». Без Украины шелковое движение с места не сдвинется, оставаясь лишь декларациями о красивых намерениях. Но именно с Украиной Шелковый путь обретет свою целостность и функциональность. Проблемы нынешнего украинского промедления отнюдь не в Пути. Украина и так находится на этом Пути и только формально не присоединилась к китайскому шелковому проекту. К тому же, реформы на транспорте в стране тоже постепенно продвигаются и неизбежно дадут свой позитивный результат.

В Украине есть самое главное условие, необходимо для успешности Шелкового пути – проводятся экономические реформы, созданы условия для свободной торговли. Причем для свободной торговли именно в отношениях с Евросоюзом. То есть то, чего нет ни у Беларуси, ни у России, которым остается только довольствоваться наличием «шелковой магистрали».

С 1 января 2016 года зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом будет работать на полную мощь.

На этот счет сделаем важное пояснение. Шелковый путь при всей своей стратегической роли сам по себе не является самодостаточной ценностью. Это всего лишь транспортная магистраль. Наличие магистрали само по себе не гарантирует торговли. Но для улучшения торговли необходимо развивать магистраль. С проблемами транспортных поставок уже сталкиваются многие предприниматели, работающие со странами Европы. С 1 января значение этой проблемы только вырастет. Соответственно, актуализируется значение Шелкового пути.

Украину можно считать примером в шелковом строительстве. Здесь этот процесс начали с неотложных экономических реформ. Есть и «антипримеры» - Беларусь и Россия, где начали со строительства дороги, полностью проигнорировав возможности свободной торговли с Евросоюзом. На практике это приведет к тому, что рынки стран Таможенного союза заполнят китайские товары, более качественные и конкурентоспособные, для которых это лишь как транспортно-логический склад. Как ни крути, но транзитные возможности существенно сужают экономический потенциал, в сравнении с полноценной свободной торговлей.

В Украине наоборот, имеются и уникальные транзитные возможности, и условия для свободной торговли. Причем на конкурентных условиях с Евросоюзом. Есть выгоды как для украинских производителей, так и для китайских экспортеров. Что, в свою очередь, в перспективе только укрепляет украинско-китайское стратегическое экономическое партнерство. Одной из основ этого партнерства и является стратегический Шелковый путь.

Алексей Курпас

Принуждение к миру

Блоги 2024-11-18 11:59 518
Анатолій Матвійчук

ХТО ЗАМУЛЮЄ НАШІ ДЖЕРЕЛА

Блоги 2024-11-17 10:55 444
Янина Соколовская

Победа Трампа: Мирный план или глобальная сделка

Блоги 2024-11-08 10:06 740
Алексей Курпас

Власть и тысяча поводов

Блоги 2024-11-01 09:52 592
Игорь Шевырев

Зачем Генсек ООН посетил саммит БРИКС

Блоги 2024-10-30 20:15 592
Шимон Бриман

Дом Нетаньяху и загадочный иранский шахед

Блоги 2024-10-20 14:22 629
Олена Мельник

Як Україна поводиться з полоненими солдатами

Блоги 2024-10-09 10:31 2516
Алексей Курпас

Потужный провал

Блоги 2024-09-30 10:54 1406