МОСТ КИССИДЖЕРА ПРОВАЛИВАЕТСЯ
Вообще-то мнение американских политиков на Украине всегда встречают с показным пиететом. Тем более предложение таких авторитетов, каким является Г. Киссинджер. Недавно высказанная им перспектива об Украине, как мосте между Востоком и западом, между Россией и Европой у меня вызвала неподдельный скепсис. Киев обошел встречу патриарха мировой дипломатии с Президентом России, где эта идея была высказана, гробовым молчанием.
И уже вчера события, сначала в Закарпатье, а затем и в других областях Украины вокруг блокирования транзитных фур из Российской федерации, стали убедительным подтверждением двух выводов. Во - первых, о том, что Украина находится сегодня в кондициях, явно несоответствующих такой миссии. Во-вторых, что перспектива, о которой говорил Г. Киссинджер, выглядит весьма фантастично.
Если бы военизированные формирования Украины и т.н. «активисты» были главными виновниками подобного нарушения международных договоров. Если бы Фискальная служба Украины, министерство экономики и торговли, МВД мгновенно, как это и должно было бы сделано, пресекли подобную инициативу было бы полбеды. Но, работники милиции смотрели на эти нарушения «в сторонке». И лишь глава фискальной службы Украины Роман Насиров назвал действия по блокированию российского транспорта преступлением.
Однако, вопреки мнению министра, премьер министр А. Яценюк поддержал блокирование фур РФ, заявив, что Киев действует (!!) «исключительно в рамках международных обязательств». В то же время он счел незаконной задержку украинских грузовиков в России. Тут, как говорится, без комментариев.
Хотя по крайней мере три комментария дать обязательно нужно. Первый состоит в том, что в Киеве хорошо знают, что грубо нарушают соглашение о транзитных перевозках по территории Украины. Не признавая этого сегодня, власти Украины, как и в случае с задержками транзита российского газа в Европу, убеждают европейских чиновников и бизнесменов в том, что Киев может поставить любое свое обязательство в любое время. Рассчитывать на безупречность и точность украинской власти впредь никто не будет. И обижаться в будущем нечего.
Во-вторых, как отметил политолог К. Бондаренко, платить за подобную блокаду будет украинский бюджет. Товары, которые везет российский транспорт, уже оплачен европейскими потребителями и отправлен с территории РФ. Иными словами, задержка доставки товаров в Европу, ухудшение их качества из-за блокады может быть отнесена на счет Украины.
В-третьих, Евросоюз, европейская бизнес-среда еще раз убеждается в качестве украинского политикума. Без сомнений, решение о такой радикальной и скажем прямо противоправной акции не могло состояться без согласия на это Президента, премьера, министров, губернаторов. Складывается такое впечатление, что принимающие решение не живут по соседству с Россией и Европой на века, а едут на скором поезде и завтра утром попрощаются с соседями навсегда.
Необходимо отметить и такое важное событие. Как известно, в понедельник 14 февраля Совет Евросоюза снял частично санкции с Белоруссии. Причин для такого решения можно назвать несколько. Однако одно из объяснений такого шага касается именно тематики «моста между Европой и Азией». Некоторые аналитики полагают, что прагматичные решения ЕС связаны с выбором Белоруссии как транзитной территории. В частности, таким образом прагматичная Европа хотела бы наладить экономический диалог с Россией, снизить ущерб от «зеркальных» санкций России, а заодно с азиатскими республиками в условиях антироссийских санкций.
Добавим к этому, что Евросоюз этим решением также сводит «мостовые» возможности Украины к нулю. Кому из европейских политиков и бизнесменов хочется зависеть в своих международных экономических проектах и договорах с Востоком от капризов «активистов» и мало объяснимой политики украинских властей.