ЭКЗАЛЬТАЦИЯ ЕВРОПЫ
Америка пока молчит, отвечая на итоги британского референдума лишь проседанием индексов. Да, собственно, кто ее сейчас всерьез будет слушать на излете президентского срока (как показал тест Нуланд в Киеве и Москве).
Зато Европа бурлит и теряется в догадках и прогнозах. Реакция на результаты британского плебисцита говорит о том, что с одной стороны, прогнозисты и аналитики вкупе с политикам по всему миру потерпели сокрушительное поражение и расписались в своём бессилии. Во-вторых, стали очевидными преувеличения той значимости и преимуществ, которую имеет сегодня ЕС по сравнению с отдельными государствами Европы. В-третьих, открылось сколь неустойчивой, ранимой и ненадежной является финансовая система мира. Плебисцит в Великобритании подтвердил резкий рост националистических настроений в странах Европы.
Референдум не разрешил, успокоил, а, наоборот, обострил внутриполитическую ситуацию на Британских островах. Сторонники объединенной Европы пытаются взять реванш за поражение в четверг. Они предлагают объявить Лондон «свободным городом» как явный знак отчаяния и бессилия. Но это еще и свидетельство того, что Лондону наплевать на мнение и интересы остальной страны. Шотландия и Северная Ирландия тоже проявили явный сепаратизм, игнорируя мнение остальной страны. Они уже в пятницу вечером выступили с призывом отделения от большой Британии.
Другие же сторонники евроинтеграции пошли по весьма сомнительному пути, который часто используется в украинском парламенте, призывая переголосовать. Это было ожидаемо: в имя политической целесообразности игнорировать европейские же правовые нормы. Именно поэтому в предыдущей статье я и писал, что Европа все более действует "по понятиям", а не по закону.
Данный "политический взрыв" стал ярким свидетельством того, насколько сомнительной и безответственной является позиция политиков, которые во имя скорой и лёгкой победы на выборах обрекают целую нацию на серьезные испытания. Ведь выдвинув в качестве идеи брекзит, Кэмерон сумел опередить своих соперников год назад. Сегодня за эту авантюру он расплачивается собственной отставкой.
Уже в день оглашения результатов британского референдума стало очевидным, насколько спорной и противоречивой является перспектива и деятельность руководства ЕС. Это продемонстрировали политики сразу десятка стран, включая таких адептов Евросоюза, как Нидерланды и Польша. Там также заговорили о необходимости проведения национальных плебисцитов. То есть к 51,2% британцев добавляется миллионы европейцев, сомневающихся в позитивных перспективах ЕС.
Вчера начали проявляться и доселе скрытые противоречия между членами ЕС. Как только были обнародованы точные результаты британского голосования, Франция заявила о неотложном намерении переноса контрольно-пропускного пункта для иммигрантов из французского Кале на территорию туманного Альбиона. Причём, это намерение было выражено в довольно жёсткой форме. И, думается, это только первое противоречие "объединённой Европы", которое вскрыли своим голосованием жители пока ещё Великобритании.
Вчерашний вердикт британцев настолько сильно шокировал европейских политиков, что они проявили существовавшую давно скептическую позицию в отношении еврочленства Украины. По информации ряда информагентств, президент Украины не будет иметь возможности присутствовать на саммите ЕС 28-29 июня, на котором, кстати, будет обсуждаться вопрос о введении безвизового режима с Украиной. Что выглядит, согласитесь, парадоксально. Хотя, если учитывать достаточно резкий тон П. Порошенко в отношении последних решений французских парламентариев, очень напряженные европолитики могли такое допустить.
Безусловно, если даже решение одной страны приводит к подобной политико-экономической фрустрации, вряд ли кто-то из ответственных людей поддержал бы стремительное и хаотичное обрушение общеевропейской структуры. Это привело бы к затяжному кризису на много лет, последствия которого потрясли бы уже сотни миллионов людей. И не только в Европе. Единственной «дорожной картой» сохранения этого не только европейского, но и союза мирового значения, являются быстрые и радикальные изменения как в экономической плоскости, так и, главное, во внешнеполитической платформе.
На ближайшем саммите ЕС, на мой взгляд, должны быть хотя бы выдвинуты важнейшие новые тенденции. В том числе, суверенизация Евросоюза, отказ от следования в русле американской политики, новые геополитические инициативы в части известной Де Голлевской формулы сотрудничества «от океана до океана», очищения взаимоотношений в рамках Евросоюза от «политической шелухи и целесообразности». Только обновление и оздоровление ЕС может остановить парад суверенитетов и распад.