Три года Шелкового пути
Три года прошло с тех пор как председатель Китая Си Цзиньпин заявил о развитии стратегии «Один пояс – один путь».
Cтратегии, реализуемой в рамках построения масштабного проекта Нового Шелкового пути, способствующей реформам и открытости, проводимых в настоящее время вКитая и которые позволят улучшить взаимодействие Китая с окружающим миром в самых разных сферах сотрудничества (торговля, транспорт, энергетика, политика).
Что сделано на данный момент?
Свыше 30 стран подписали официальные соглашения о присоединении к проекту «Один пояс – один путь».
Еще с 20 странами Китай работает над строительством отдельных промышленных проектов.
Общий объем инвестиционных соглашений в рамках НШП, по состоянию на июль текущего года, уже составил $51,1 млрд. Со 104 странами мира подписаны такие инвестсоглашения.
Китай, развивая инфраструктурное строительство, координирует с остальными странами унификацию транспортных стандартов, проводится также работа по снятию или упрощению таможенных и торговых барьеров. Кроме того, оказывается финансовая поддержка «шелковым» проектам. Специально для этого в конце прошлого года был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
На данный момент АБИИ уже взял на финансирование первые четыре крупных проекта – в сфере энергетики, транспорта и городской агломерации, демонстрируя тем самым, свои приоритеты. Китайцы также уделяют внимание проектам в сфере образования и медобеспечения, развитию сотрудничества в сфере культуры и укреплению гуманитарных связей.
Всего, по расчетам АБИИ, к 2020 года на «шелковые» проекты по всему миру планируется потратить $750 млрд. Помимо солидных финансовых расходов, весьма масштабны также материальные затраты. Так, по данным Bloomberg, для строительства НШП понадобится 272 млн. тонн стали, 580 млн. тонн цемента. Что в свою очередь, будет подстегивать темпы развития экономики.
Следует подчеркнуть, что Новый Шелковый путь основывается на взаимной выгоде. То есть это не только грандиозный проект Китая как таковой, но и гарантирующий солидные выгоды каждой из стран, задействованных в проекте.
Новый Шелковый путь охватывает все континенты. Как в Азии (уже реализуемые проекты с Таиландом, Малайзией и Сингапуром), так и в Европе (подписанные проекты с Венгрией и Сербией). Масштабная сеть китайских транспортных проектов реализуется также как в Африке, так и Латинской Америке.
Отметим евро-азиатское направление, представляющее интерес для Украины.
Здесь сразу важно систематизировать и структурировать 6 экономических коридоров Нового Шелкового пути: 1) China-Pakistan corridor; 2)Bangladesh-China-India-Myanmar corridor; 3) Indochina Peninsula corridor; 4)New Eurasian LandBridge; 5)China-Mongolia-Russia corridor.
Для Украины стратегическое значение имеет именно China – Central Asia – West Asia corridor, через Турцию, Южный Кавказ и страны Центральной Азии.
Гигантские масштабы и грандиозные перспективы на практике, как всегда, сопряжены с большими рисками. Для НШП первоочередное значение имеют три группы рисков.
Во-первых, политические риски. Учитывая долгосрочный характер стратегии НШП, важно обеспечить политическую стабильность на фоне сменяемости власти по результатам выборов.
Во-вторых, риски безопасности. Учитывая тот факт, что транспортные коридоры проходят через регионы, где наблюдаются затяжные вооруженные конфликты, высока степень террористической угрозы и сепаратизма.
В-третьих, грамотная постановка приоритетов. Во избежание распыления сил и средств при реализации масштабных проектов.