Почему необходимо снимать мораторий на продажу земли
Одно из основных противоречий нынешнего этапа социально-экономического развития Украины заключается в следующем: аграрный сектор в последние годы стал локомотивом развития экономики, а сельские территории, которые выступают ареалом осуществления сельскохозяйственного производства, все больше приходят в упадок. То есть отсутствует гармонизации между целями развития аграрного сектора как базового звена сельской экономики и приоритетами социально-экономического подъема села.
Такая ситуация стала следствием многолетней пролонгации моратория на свободный оборот сельскохозяйственных угодий, подавляющее большинство которых в результате раздела колхозных земель перешло в собственность крестьян. Мораторий ограничил конституционные права украинских крестьян относительно распоряжения принадлежащим им активом путем его продажи на земельном рынке.
Учитывая, что большинство крестьян, не обладая даже критически необходимым объемом финансовых ресурсов для организации товарного сельскохозяйственного производства, были вынуждены передать земельные паи во временное пользование сельскохозяйственным предприятиям, в частности тем, которые входят в вертикально и горизонтально интегрированные предпринимательские агропромышленные объединения.
Это дало возможность субъектам крупного аграрного бизнеса сформировать значительный банк сельскохозяйственных земель и занять монопольное положение на аграрном рынке, вытесняя постепенно с данного рынка традиционные формы организации сельскохозяйственного производства. То есть сложилась ситуация, когда крестьян лишили возможности использовать все возможные формы и методы для прироста собственных доходов, в том числе и за счет продажи земельных паев, а крупным агропромышленным формированием, наоборот создали тепличные условия.
Тепличные условия для украинских агрохолдингов заключаются в том, что государство так и не ввело ограничений на уровень концентрации ними сельскохозяйственных угодий, не установило жестких рамок относительно усиления монокультуризации сельскохозяйственного производства и энергетической направленности растениеводства, а также не наложило обязательств развивать и поддерживать в надлежащем состоянии сельскую инфраструктуру.
Пролонгация моратория на продажу сельскохозяйственных земель еще больше углубила арендную кабалу украинских крестьян, поскольку последние лишены другой более действенной и выгодной альтернативы капитализации принадлежащего им земельного актива.
Резко раскритиковал продление моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель в рамках работы VI Национального экспертного форума «Ключевые вопросы года» и сопредседатель группы стратегических советников по поддержке реформ при Кабинете Министров, известный словацкий экономист Иван Миклош, назвав отсутствие полноценного земельного рынка чрезвычайно негативным моментом реформирования национальной экономики, особенно в части активизации инвестиционной деятельности на селе.
Продление моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель лишает дополнительного ресурса развития сельские домохозяйства, что в условиях децентрализации власти и объединения территориальных общин еще интенсивнее будет углублять проблемы украинского села и поставит под угрозу сельский уклад жизни как таковой.
Сторонники пролонгации моратория зачастую приводят следующий аргумент: в связи с отсутствием развитой рыночной инфраструктуры, неудовлетворительным развитием институтов гражданского общества, затяжной стагнацией национальной экономики в целом запуск рынка сельскохозяйственных земель может привести к отчуждению крестьян от основного средства сельскохозяйственного производства и перераспределения наибольшего природного богатства в пользу отечественных латифундий, земельных рейдеров и спекулянтов, а также иностранных предпринимательских структур.
Но они сознательно упускают из виду возможность применения комплекса мер по защите сельских жителей как на земельном рынке, так и на ипотечном рынке; возможность проведения пилотного проекта по снятию ограничений на продажу сельскохозяйственных угодий с целью распространения (в случае получения приемлемого результата) положительного опыта на остальные территории Украины.
Украинские субъекты крупного аграрного бизнеса достигли высокого уровня капитализации не вследствие внедрения высокоэффективных ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий развития животноводства (за исключением птицеводства) и растениеводства, переработки сельскохозяйственного сырья, рециклинга отходов, а благодаря неэквивалентному присвоению земельной ренты в результате того, что платят рентную плату владельцам сельскохозяйственных угодий по заниженным ставкам.
Такая ситуация не способствует существенному росту налоговых поступлений в бюджеты сельских территориальных общин, а также не закладывает необходимых стимулов для наращивания инвестиций в развитие социальной инфраструктуры села, а лишь углубляет обнищание крестьян, что в итоге маргинализирует и люмпенизируют население сельских поселений.
Свидетельством люмпенизации населения наиболее депрессивных сельских территорий, в частности административных районов Полесья, является уже традиционная поддержка крестьянами представителей крупного капитала на парламентских выборах, которые в большинстве случаев не имеют непосредственного отношения к территориям, от которых баллотируются в высший законодательный орган.
Мораторий на свободный оборот сельскохозяйственных земель необходимо снимать, но не разовым действием или принятием законодательного акта, который моментально сформирует предпосылки для перегрева земельного рынка и откроет каналы для завуалированной скупки представителями крупного аграрного бизнеса наиболее плодородных сельскохозяйственных угодий с целью формирования целостных земельных массивов для еще большей интенсификации выращивания сельскохозяйственных культур экспортной ориентации, а поэтапным предоставлением права свободного распоряжения сельскохозяйственными землями отдельным категориям землевладельцев.
Сначала необходимо снять запрет на продажу сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной собственности; затем должны получить право продажи сельскохозяйственных угодий люди пожилого возраста, которые получили земельные паи при разделе колхозных земель; затем необходимо предоставить возможность свободно продавать сельскохозяйственные угодья наследникам владельцев паев.
Такой порядок снятия моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель даст возможность периодически вносить коррективы в институциональное основание и процедуру отчуждения земельных активов и не допускать искусственного занижения цены на основное природное богатство, что предотвратит и сделает невозможным неэквивалентное перераспределение земельного капитала в интересах основных финансовых групп страны.