ЕВРОАКСЕЛЕРАЦИЯ
Я практически готов согласиться с прогнозом министра внутренних дел Украины А. Авакова: в случае, если правоохранительные органы установят жесткий контроль за поведением водителей на дорогах, украинский бюджет озолотится.
Но, в связи с этим хотел бы напомнить или сообщить согражданам, что в условиях действия европейских норм поведения на дорогах Украины, бюджет страны чуть ли не утроится.
Судите сами. К примеру, в соседней Венгрии, нарушители правил дорожного движения расстаются со значительно большими суммами, чем украинцы.
Штрафы за нарушения, которые украинские водители совершают ежедневно тысячами, в Венгрии такие:
• превышение скорости от 300 евро до 700 евро \ около 9000 – 21000 грн\
• за вождение в нетрезвом виде – от 800 до 1400 евро (лишение прав на два года) \ около 24000 – 42000 грн\
• за разговор по мобильному телефону – до 200 евро (В Киеве – в пяти из 10 машин) \ около 6000 грн\
• за проезд на красный свет – до 300 евро \ около 9000 грн\
• за недозволенный обгон – до 300 евро \ около 9000 грн\
• за парковку в неразрешенном месте – 50 евро \ около 1500 грн\
• парковка на месте, которое предназначено для инвалида (300 евро) \ около 9000 грн\
• парковка возле пешеходного перехода ближе 5 м (150 евро) \ около 4500 грн\
• за два даже самых мелких нарушения в один день – штраф 1000$ \ около 30000 грн\
То есть при немедленном применении европейских норм только в этой узкой области общественной жизни, водительское сообщество сразу же весьма ощутимо осознает новые жизненные обстоятельства. Напомню, что по статистике МВД 3 камеры за 6 часов зафиксировали нарушений ПДД на сумму 3 миллиона гривен. Что же говорить о круглосуточном контроле по всей территории страны? При том, что количество нарушений дорожного движения за год вырос на 26%. Правда украинское общество за счет поступлений многомиллионных сумм штрафов получит возможность существенно увеличить финансирование таких жизненно важных областей как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п.
К чему, спросит читатель, весь этот разговор?
А к тому, что в последние дни, в Верховной Раде вновь активно продвигается идея немедленного вступления в Евросоюз. Но законодатели забывают (либо считают, что эту реальность можно как-то обойти или обмануть), что после такого шага на территории Украины начинают действовать все законодательные нормы ЕС во всех областях общественной жизни.
И чтобы закончить тему автомобилистов, напомню, что даже если владельцы машин премиум-класса не ощутят железной хватки налоговых органов европейского типа, то желающие купить новые престижные машины после этого перехода обязаны будут объяснить происхождение средств, на которые собираются осуществить покупку. А между прочим средняя цена Бентли, как и мазератти, линкольна - 300 000 долларов, то есть – 7 800 000 гривен. Но даже если это новый мерседес, ауди, порш, лексус, ленд-ровер, все равно надо будет оправдать происхождение 2.5 – 3 миллионов гривен.
Понятно, что не все, но 75-80% новоявленных покупателей объяснить откуда упали такие деньги не смогут. Ведь полноценное вхождение в Европу потребует уже е -декларирования не только от депутатов Верховной Рады и других высокопоставленных чиновников, но и от всех граждан.
Необдуманно поспешное стремление некоторых политиков под юрисдикцию еврокомиссаров не учитывает, что множество людей (миллионы) испытают реальный шок от новых правил жизни. И, если владельцы престижного жилья в Киеве, к примеру, возможно избегут подобной процедуры, то новые юристы, бизнесмены, врачи, силовики, чиновники, желающие купить квартиру в ЖК «Петровский квартал» должны будут показать, откуда при зарплате в 4 – 6 тысяч гривен, у них появились 500 – 800 тысяч гривен, вложенных в покупку.
Ведь е-декларирование полностью исключают неучтенные и уведенные от налогообложения премии и зарплаты, те же конверты так массово раздающиеся в офисах престижных фирм в городах - миллионниках. А невыплата налогов на западе – одно из тягчайших преступлений – вспомним хотя бы недавний скандал с легендарным Л. Месси. Наиболее спокойно к этой реформе отнесутся, видимо, рабочие и служащие крупных предприятий и госучреждений, пенсионеры и т.п. Но именно они и не выступают единым фронтом за еврожизнь и безвизовый режим.
Наконец, еврореформы коснутся и реального сектора экономики и вряд ли украинские предприятия быстро и эффективно врастут в правила ЕС. Когда можно занижать рентабельность и играть с себестоимостью продукции, устанавливать заработную плату «с потолка», содержать социальную сферу, не выплачивать своевременно зарплату и налоги в бюджеты, забросить меры по защите окружающей среды в долгий ящик.
Я уже не касаюсь глобальной проблемы – разрушения тех далеко неправовых методов хозяйствования, которыми насыщена олигархическая жизнь Украины. Придется проводить реальные тендеры, устанавливать реальные цены, канут в лету приватизационные схемы коррупционного характера.
Напомню, что шоковая терапия коммунальными платежами уже отозвалась громким ропотом во всем обществе. Хотя это еще не европейский уровень, там расходы выше.
Несомненно, Украина – европейская страна и должна быть сопоставима с Европой. Однако, мы уже убедились, что не продуманная, не просчитанная ассоциация с еврорынком не дала существенного прироста внешнеторгового оборота, роста инвестиций, не привела к появлению на украинском рынке дешевой и качественной европейской продукции, повышению средней зарплаты (как нам неоднократно и весьма убедительно обещали – до 1000 долларов).
Очень беглый обзор сомнительных «прелестей» евроакселерации приведен для того, чтобы многие поняли бессмысленность и опасность перескакивания через этапы. А может заранее все предусмотреть? Может начать внедрять, кстати, ратифицированные парламентом европейские правила и требования в украинском обществе уже сейчас? Постепенно, последовательно и вдумчиво. Тогда и бюджет страны сразу в значительной мере лишится потребности в постоянных и объемных кредитах из-за рубежа.