Расписные яйца и «звичайнісенький злочинець»
Мой друг из коломыйского музея Любомир Кречковский был уникальным человеком. «Я – «злочинний елемент», Сашко. Я – «звичайнісенький злочинець», - говорил он мне тихим голосом, когда мы, нарезав и налив, сидели в номере гостиницы. На самом деле, он был патриотом, он искренне любил Украину и украинское, и заражал этой немыслимой и не показной любовью всех вокруг себя.
В советские времена, например, когда об иконах говорили вполголоса, а их музейные коллекции попросту ликвидировали – «путём списания», Любомир Владимирович лично всё снял с экспозиции и, перед проверкой Минкульта, спрятал, стащив невероятную по количеству, красоте и уникальности коллекцию икон Покуття – такие, знаете, на стекле, в самую-самую дальнюю музейную комнату. Закрыл на ключ. Потом подумал и … замуровал комнату, заложив её кирпичом и завесив свежую стену гуцульскими лижниками и топориками-топирцями. Комиссия искала, рыскала, проверила всё - но не нашла. Зато теперь эта коллекция – украшение Музея в Коломые! Вот какой он был «звичайнісенький злочинець»…
Он – в советские времена, нервный, худой и подвижный, смело входил во властные партийные кабинеты, и, подумать только – требовал предоставить коломыйскому уникальному собранию 12 000 расписных яиц отдельное здание! Потому что он и только он знал цену этим удивительным миниатюрам, разработав неведомый миру способ консервации и хранения писанок. На него смотрели, как на пришельца: какие яйца, хоть и расписные? А детсады, а школы, а новое здание горкома партии, наконец? А он требовал! И добился – правда, уже во времена независимости. Когда в Коломые, наконец, задумались о строительстве Музея писанки, то именно он сочинил проект, который представлял новое здание в форме …расписного яйца. Все привыкли, что здание - это сооружение с четырьмя стенами, крышей и окнами, иными словами, со стандартным набором конструктивных элементов. Именно поэтому во властных инстанциях долго пришлось убеждать чиновников разного ранга, почему именно этот - «яйцеобразный», а не иной проект украсит древний город.
Это потом - уже после кончины Любомира, такое же интересное здание построят в Индии - в Мумбае-Бомбее. Оно тоже имеет форму яйца; правда, площадь помещений такого «яичка» около 32 тысяч квадратных метров. Там самые новейшие достижения науки и техники, потому что создатель этого чуда - всемирно известный архитектор и дизайнер Джеймс Лоу.
Конечно, в форме яйца выполнен лишь фасад здания, внутри строение выглядит вполне обычно, а на 13-ти этажах здания располагаются офисы, в верхней части здания находится сад, который несет еще одну функцию, кроме украшения: это теплоизоляция конструкций здания, защита от жарких солнечных лучей.
Потом в центре Лондона появилось здание в форме яйца Фаберже. Но это всё потом…
А мой Любомир был первым!
В 2000 г. музей был открыт в новом здании, частью которого является памятник собственно писанке; её высота - 13,5 метров. Музей писанки стал хранилищем дошедших до нас древнейших символов Пасхи – расписанных нашими предками вручную оболочек яиц, ни одно из которых не повторяется.
Любомир Кречковский добился своего. Он осуществил свою мечту и достоин такого памятника – пусть земля ему будет пухом!