ВОЗНИК ВОПРОС ТОЛЬКО О ШТАНАХ МЕРКЕЛЬ
Примечательно, что в комментариях, причём не только в соцсетях, после визита Меркель в Россию возник только один вопрос: почему она никак не сменит привычку ходить в штанах? Нет, обсуждали ещё и кричащий ярко-салатовый пиджак (тоже традиционно закрытый). Все это говорит о том, что не только т. н. "прорывов", но даже внятных подвижек и в отношениях двух стран, и в позиции немецкого руководителя не произошло. Для чего же нужно было приезжать? Тем более, что еще месяц назад она заявляла, что не поедет в Москву, если не будет прогресса в ситуации на Донбассе и Сирии.
Но на самом деле положение самой Меркель как в Германии, так и в Европе – неоднозначное. Если в ФРГ нарастает волна недовольства ситуацией с экономикой и мигрантами, действиями и решениями федерального центра, растет оппозиция Меркель на предстоящих выборах в Бундестаг, которые могут и остановить ее на этом пути, то главы ряда европейских стран в последние месяцы открыто критикуют Германию (а значит – канцлера) за непродуманные решения, а то и отказываются выполнять решения, инициированные Берлином в рамках ЕС.
Не только немцы, но уже и жители других стран заучили наизусть набившие оскомину тезисы канцелярини, повторенные вчера в Сочи. Как и к ее позициям, и ответам на вопросы. Симптоматично и то, что основная американская и британская пресса вообще обошли вниманием это событие. Так для чего же все-таки Ангела Меркель решила посетить Россию? Неужто западные кандидаты в президенты и канцлеры проходят обязательные встречи с главой Кремля? А может для того, чтобы отстаивать права гомосексуалистов в Чечне и помочь церкви "Свидетелей Иеговы"?
Конечно, можно было бы и не встречаться в Сочи, чтобы в который раз повторить те же позиции Берлина, что и месяц, квартал, полгода и годы назад. Но все же некоторые необычные моменты из той части переговоров, которые были озвучены в ходе пресс-конференции, можно вычленить.
Во-первых, как утверждала сама канцеляриня, она приехала в Россию, чтобы рассмотреть и уточнить повестку дня июльской встречи G-20. И, если бы это были не слова самой Меркель, то я бы в подобную тему не поверил бы. Нет, это сказала сама Ангела, а потом ее слова подтвердил и Путин, ссылаясь на предстоящий рабочий завтрак. Так что теперь повестка дня будущей встречи мировых лидеров куётся в Москве?
Во-вторых, в выступлении немецкого руководителя были упоминания о новой проблеме немецко-российского общества в Калининграде (?), об "откатах назад" в реализации Минских соглашений, о возможности ещё более тесного и эффективного сотрудничества двух стран в борьбе с международным терроризмом и ИГИЛ, и, естественно, о беспокойстве Германии по поводу соблюдения прав человека в России.
Однако, похоже, госпожа Меркель приехала в Сочи, чтобы высечь себя. Известно, что Германия, и Меркель в частности, были инициаторами и твёрдо придерживаются санкционной политики в отношении РФ. Но на пресс-конференции приведены оглушительные цифры, отрицающие соблюдение этой линии Берлином. К примеру, не взирая на санкции, объём товарооборота двух стран в 2016-м составил 50 млрд. долларов, т. е. Германия занимает второе место после Китая в торговле с Россией. Немецкие инвесторы вложили (опять же, не взирая на санкции,) более 13 млрд. долларов в экономику РФ, а Россия чуть более 9 млрд. – в германскую. То есть, когда Франция, Испания, Венгрия, Польша и другие страны Европы несут ощутимые потери, Германия укрепляет и расширяет торгово-экономическое партнерство в РФ?
И как же теперь будет выглядеть Германия в среде своих европейских партнёров, от которых она требует неукоснительного выполнения всех санкционных требований в отношении Москвы? Думается, эти, скажем мягко, разночтения в обязанностях стран скоро проявятся в общении европейских лидеров с канцлером Германии.
И еще один важный вывод, вытекающий из всего контента прошедших в Сочи российско – германских переговоров, состоит в том, что, не взирая на ослабление американского центра силы, где президента многие политики и эксперты рассматривают пока как политическое недоразумение, после самоизоляции Великобритании, Берлину не удается стать постановщиком задач в мировой повестке дня.