Конституция: Дамоклова булава или нить Порошенко?
Красный день календаря, называемый Днем Конституции, становится странным для Украины праздником. Граждане отмечают прежде всего выходной, не задумываясь над тем, Конституцию в какой редакции они радостно приветствуют. Может, речь идет об Основном Законе и 90-х, а может - 2000-х, а может – о новой редакции, поданной на днях президентом Порошенко на рассмотрение парламента.
Граждане не задумываются, чтобы не путаться, потому что легко можно заплутать в Конституциях, принимаемых и меняемых. Тут вам не США, где один раз приняли базовый текст Основного закона, а потом добавляли в него поправки. Тут меняется все до основанья. А затем - снова правится.
Как выражаются по этому поводу политологи, каждый украинский президент рехтует Конституцию под себя – и «нема на те Рады». Хотя именно Верховная Рада эти изменения в итоге утверждает.
Граждане, которым предстоит жить по этому Основному закону, ставятся в известность пост-фактум. А последняя попытка обсудить изменения всенародно была во времена президентства Леонида Кучмы. Тогда он намеревался сократить парламент с 450 до 300 депутатов, сделать его двухпалатным, а действовавшую Раду разогнать. И мнение народа использовалось не как элемент законотворчества, а как Дамоклова булава, подвешенная над депутатскими головами.
Нынешняя Конституция для президента Петра Порошенко спасительна, как нить Ариадны для известного героя. По этой нити президент должен выйти из-под обвинений в том, что творится в стране, и перенести ответственность на парламент. Без этой «нити» после первых 100 дней правления с президента строго спросят – почему ситуация на юго-востоке не разблокирована, экономика находится в печальной фазе, а граждане не чувствуют себя защищенными в бывшей патерналистической стране?
Внесенный президентом проект предполагает, что основную ответственность несут парламент и премьер с правительством. Премьер становится «гневоотводом». Когда народный гнев за происходящее станет взрывоопасным, премьера снимут, правительство обнулят, изыщут очередных «технократов» и назначат их на должности без всяких политических перспектив.
От президента же народную горячую руку отведут. Ему будет что сказать: согласно нынешнему проекту, глава государства даже не предлагает парламенту кандидата в министры обороны.Другими словами, президенты пишут Конституции «под себя», а не под страну. А это – дань сиюминутным интересам, а не перспективам державного развития.
Кроме того, Порошенко, которого в первом туре выборов поддержало 56% украинцев, почему-то не интересуется их мнением по поводу изменений Основного закона. Судя по кулуарности подготовки и рассмотрения проекта изменений в Конституцию (его не видела ни одна фракция ВР, не говоря уже о внепарламентских партиях), президент согласился с тем, что к Конституционному процессу не стоит привлекать граждан. Мол, они не специалисты.
Но что мешает привлечь к нему специалистов, того же соавтора Конституции-1996 Виктора Мусияку, ту же конституционную комиссию, в составе которой были известные юристы.Не слышно и мнения политических партий, особенно тех, что представляют Юго-Восток Украины. Нет и голоса региональных элит, для которых новая Конституция должна стать руководством к действию для расширения полномочий местного самоуправления, его границ .
Не говоря уж о том, что для представителей разных политсил Украины Конституция- это ежедневный рабочий базис. И хорошо бы не только с ним ознакомиться, но и лично участвовать в формулировании статей касающихся децентрализации, полномочий регионов или баланса ветвей власти. Об этом говорит и лидер новосозданной Партии развития Юрий Мирошниченко: «Предложенные главой государства изменения в Конституцию необходимы, они интересные и актуальные, но нуждаются в существенной доработке. Изменения в Основной закон государства должны стать действительно системными. Сначала следует четко выписать, какие функции выполняют органы государственной власти, и только после этого определять их полномочия".
Конституция, составленная без активного участия гражданского общества, да еще наспех принятая «полуживым» парламентом, не станет лекарством для страны, балансирующей на грани раскола.
Есть и другие риски, вроде ослабления парламента после выборов, которые президент желал бы провести уже в октябре. Судя по предложенным изменениям Конституции, этот документ ломает работу парламентской коалиции.
Согласно президентскому проекту, большинство должно формироваться не фракциями, а отдельными депутатами количеством 226. К тому же парламентарии не будут лишаться мандатов за отказ входить во фракцию партии, по списку корой избирались. Фактически это означает полную безответственность парламентариев перед страной. Они будут использовать партии как свои «ракетоносители», но не будут обязаны исполнять волю ее электората, а будут искать, где лучше. Точнее – денежнее.
Структурированность парламента будет категорически нарушена, а перекупание и прочее «тушкование» депутатов станет привычкой и традицией.
Думаю, перед тем, как подавать такие изменения в парламент президент мог спросить у гражданского общества, политических партий - готовы ли они к такому повороту дел. Также стоило бы спросить электорат - согласен ли он с работой депутатов по такой дорогой схеме? Для этого не нужно проводить референдум. Для этого достаточно, с использованием новых технологий, провести интерактивный опрос.
Впрочем, неисключен вариант, когда этой народной поддержки попросит сам парламент, не желающий передачи всей власти и всей ответственности Советам. Думаю, депутаты смогут уговорить президента оставить ряд полномочий себе. Но к празднику Дня Конституции это уже отношения не имеет.