Путь России: к конфликту с Китаем
Россия больше не является стратегическим партнером Евросоюза. Таким образом, международное влияние Москвы продолжает стремительно падать. Прекращение евроинтеграции приведет РФ к транстихоокеанской интеграции. Что, в свою очередь, повышает риски конфликтов с Китаем.
Еще два года назад РФ была в элитной G 8, а сейчас уже даже не стратегический партнер ЕС. При таком раскладе дальнейшее общение РФ с объединенной Европой становится возможным, разве что, через посредников. Прежде всего, через Украину, которая в отличие от РФ, является больше чем просто «стратегический партнер», а именно неотъемлемая часть Европы (на данный момент в стадии евроассоциации). А в перспективе можно будет также говорить и о соответствующем посредничестве Беларуси. Правда, для этого прежде белорусским властям предстоит провести в своей стране системные реформы, которые позволили б сначала нормализовать, а затем и существенно улучшить отношения с Евросоюзом.
В любом случае, стремительность изменений, происходящих на карте европейского континента, впечатляет. Еще четверть века назад Киев и Москва развивались в пределах одного государства, затем между ними выросли границы, а теперь в перспективе маячат еще и границы цивилизаций. Киев – это однозначно Европа; в то время как Москва оказывается где-то на задворках Европы. Причем на основе добровольного и осознанного выбора. Киев последовательно интегрируется в Европу; в то время как Москва не менее последовательно дистанциирует себя от Европы. И естественно, объединенная Европа отнюдь не ограничивается Киевом. Например, еще и распространяется так же и на Одессу с ее славной суворовской историей, и на Луганск с его традициями донского казачества, и на молдавское Приднестровье, которое сейчас пока что декларирует «евразийскую интеграцию». Более того, Минск тоже в перспективе рассматривается как сфера Европы. Хотя на данный момент между Беларусью и Россией существует наиболее тесная интеграция на постсоветском пространстве. И в рамках Евразийского союза, ОДКБ, а также «Союзного государства». Еще недавно в Минске отождествляли себя с «Русским миром», а в перспективе не будут мыслить вне Евросоюза. Кто бы мог представить совсем недавно, что карта Европы претерпит столь кардинальные изменения! Никогда ранее влияние Брюсселя не заходило столь далеко на Восток.
На первый взгляд, прекращение отношений между Россией и Европой, а также ухудшение отношений между Россией и Западом в целом – это шаг к возвращению времен «холодной войны». Другое дело, что в действительности, вряд ли новая «холодная война» будет иметь место. Россия – это далеко не Советский Союз. И тем более, давно не представляет «угрозу» ни для НАТО, ни для Запада в целом. «Россия не собирается нападать на НАТО», - об этом неоднократно и на самых разных уровнях власти было заявлено в Москве. А значит, на практике также исключается сценарий «конфликта» между РФ и Западом. Равно как и не получится новая «гонка вооружений». Скорее, в экономике РФ закончатся деньги, чем произойдет намек на «гонку вооружений». В результате, новая «холодная война» на практике обернется, разве что, фарсом, в сравнении с временами своей советской «предшественницы».
Другими словами, ухудшение отношений между Россией и Западом на практике приведет, разве что, к их прекращению. Не более того, но и не менее. Россия просто уйдет из Европы, прекратит всякое общение с США и в своей внешней политике сосредоточится преимущественно, на Азии.
К каким последствиям приведет такое сосредоточение России в Азии?
Во-первых, заметно вырастет зависимость РФ от Китая. Речь в данном случае конечно же, идет об усилении экономической зависимости РФ от Китая. Учитывая, что китайская экономика несоизмеримо крупнее, в сравнении с российской.
Кстати, отсюда сразу же следует еще один вывод: по мере того, как в РФ будет расти влияние Китая усилятся также антикитайские настроения. Примерно также как уже много лет этот процесс наблюдается на Дальнем Востоке, где на бытовом уровне существуют устойчивые антикитайские настроения. Равно как и местные власти тоже часто разыгрывают «антикитайскую карту», чтобы таким образом сбросить ответственность за последствия собственной политики.
Впрочем, говоря о влияния Пекина все же важно обходиться без преувеличений. С одной стороны, следует не преувеличивать нынешние возможности Китая, который по-прежнему является только лидером развивающегося мира, не входит в «пул» развитых экономик, усиленно форсирует собственную модернизацию и стоит перед необходимостью как экономических, так и политических реформ. В общем, попасть под «полную зависимость» Китая России не грозит. С другой стороны, не грозит также «массовая китаизация», вокруг которой, не в малой степени, намеренно разыгрывается искусственное спекулятивное нагнетание.
Во-вторых, основным лидером Азии по-прежнему является именно Япония. И не только как единственный представитель «Группы 7» в азиатском мире. Япония для Азии – это и финансовый, и экономический центр, а также лидер демократического развития. Таким образом, собственную политику на азиатском направлении Москва будет вынуждена координировать именно с Токио. А значит, в конечном итоге, и с Вашингтоном. Учитывая, что Япония – основной союзник США по транстихоокеанской интеграции.
Основным геополитическим соперником США является Китай. И для Японии также Китай является основным соперником в борьбе за доминирование в Азии. Соответственно, основной интерес США и Японии заключается в том, чтоб Россия встраивалась в стратегию сдерживания Китая.
Казалось бы, как такое может быть на фоне того, что «русский с китайцем братья навек»? Оказывается, на практике вполне возможно.
Более того, к настоящему времени Россия уже устойчиво стала на путь такого антикитайского сдерживания. В то время как российско-китайское «тесное сотрудничество» разве что, декларируется на самом высшем уровне и в то же время, тормозится на уровне «среднего звена».
Тем временем, на этом фоне…
С одной стороны, наблюдается устойчивый рост отношений между Россией и Индией. Причем РФ усиленно вооружает Индию, превратившись в ее основного военного партнера. В то время как Индия обладает наибольшим потенциалом для сдерживания Китая в Азии.
С другой стороны, Россия также укрепляет отношения с Вьетнамом, являющегося влиятельным лидером АСЕАН, а также основным соперником Китая в противостоянии за контроль над стратегическим шельфом Южно-Китайского моря. Причем здесь также наблюдается заметное усиление российско-вьетнамского сотрудничества именно в военно-технической сфере.
Сюда же добавим давно наблюдаемое укрепление сотрудничества между РФ и Южной Кореей. В то время как с Северной Кореей наоборот, наблюдается охлаждение отношений.
Следует отметить, что укрепление военного сотрудничества у РФ наблюдается с теми странами, которые являются основными региональными конкурентами Китая. Но только не с наиболее близкими союзниками Пекина – с Пакистаном и КНДР. Например, недавно Пхеньяну без каких-либо пояснений было отказано в поставках ракетных комплексов С-300. Неудивительно, что и лидер КНДР, со своей стороны, в ответ на неоднократные недружественные подобные проявления в последний момент передумал ехать в Москву для участия в параде 70-летия Победы.
В целом, кульминацией изменения азиатской политики РФ теперь должно стать улучшение отношений с Японией, которые формально в послевоенный период по-прежнему пребывают в состоянии «ни мира, ни войны» (в смысле, в условиях до сих пор отсутствующего между сторонами подписанного мирного договора). Тем более, что в последнее время в отношениях между Токио и Москвой наблюдается заметное оживление. Причем на самом высшем уровне. Например, в этом году уже состоялся успешный визит в Токио спикера ГосДумы Сергея Нарышкина, а в настоящее время еще и готовится визит президента Путина. На практике улучшение российско-японских отношений приведет к тому, что существующий между обеими странами острый территориальный «курильский спор» будет урегулирован по сценарию, предложенному Токио. Как впрочем, и по остальным вопросам совместного сотрудничества Москва будет вынуждена ориентироваться на позицию Токио. В том числе, корректировать свои отношения с Китаем.
Таким образом, прекращение евроинтеграции оставляет РФ только один путь – к транстихоокеанской интеграции. С одной стороны, это путь к мирному соглашению с Японией (даже ценой фактической сдачи «курильских территорий»). Но с другой стороны, это также и путь к возникновению конфликтов с Китаем. Кстати, РФ в этом отношении «точку возврата» уже прошла.
Между прочим, встраивание РФ в стратегию сдерживания Китая повышает для Пекина цену сотрудничества с Украиной (а также с Беларусью и Казахстана).
Таким образом, надежды Украины и Китая сошлись. В том числе, в вопросе сдерживания России.
С одной стороны, евроинтеграция Украины – это надежная гарантия свободного и демократического России. С другой стороны, укрепление отношений между Украиной и Китаем – это еще и гарантия именно мирного развития РФ, недопущения возникновения конфликтов Москвы со своими соседями. «Принуждение России к миру», - общая стратегическая задача как для Киева, так и Пекина.