Экономика Китая: полный Шанхай

Игорь Шевырев

Экономику КНР продолжает трясти. Июльский обвал на фондовом рынке сменился августовским обвалом жэньмыньби (юаня) – сразу на 1,9%, наибольший показатель девальвации с 1994 года. Впереди бурная китайская осень, период дальнейших испытаний.

Что происходит в Китае? И как могла обвалиться одна из крупнейших экономик в мире, демонстрировавшая на протяжении десятилетий рекордный рост?

 

Прежде всего, китайский экономический «бум», действительно, был настоящим, хоть и остался в прошлом. Реальный экономический рост наблюдался на протяжении 30-ти лет, в течение жизни одного поколения, благодаря «реформам и открытости», провозглашенных Дэн Сяопином. Однако, к 2008 году, под влиянием начавшегося глобального кризиса, возможности для былого «бума» были исчерпаны, наступила инерция, а Пекин поставил задачу построить новую экономику, чтоб попытаться перейти на новую модель экономического развития.

Сейчас в Китае сейчас проводятся реформы, а это всегда наиболее нестабильные, социально рисковые времена. Во всяком случае, так официально задекларировано – курс на реформы. Реформы, действительно, проводятся, хотя и сложно, идут натужно, не все однозначно, а главная цель по-прежнему не достигнута – переход на новую модель экономического развития так и не состоялся. КНР по-прежнему остается экспортоориентированной экономикой, производящей низко качественный ширпотреб и зависящая от развитых рынков Запада. На горизонте маячит плановая дата – 2020 год, рубежная дата реформ, к которой КНР должна выйти на новый уровень развития, построить общество сяокан (общество средней зажиточности). Однако, переход на новую модель роста уже затянулся на семь лет, КНР протянула весь этот период за счет инерции, а сейчас в экономике страны вообще наблюдаются обвал за обвалом. Так, сначала обвалился фондовый рынок, затем – валютный, сюда же добавим «пузыри», вздувшиеся на рынке недвижимости, а также огромные долги в местной банковской системе, сопоставимые с 250% ВВП. Проблему еще более усугубляют неэффективные действия властей, которые пытаются гасить возникающие финансовые «пожары» старыми административными запретительными мерами и массивными бюджетными вливаниями (которые на практике только подстегивают инфляцию и перегревают рынки). Причем это только полбеды. На этом общем кризисном фоне «нновационная экономика» остается, разве что, китайской мечтой.

С одной стороны, переход на новую модель экономического развития не состоялся, но и по-старому, с другой стороны, былой рост также не просматривается. Это можно видеть и по ситуации на развитых рынках мира, и по тому, как сейчас рекордно обвалился китайский экспорт. Уже третий месяц подряд китайский экспорт сокращается, а в июле вообще продемонстрировал рекорд - минус 8,3%. Кстати, отсюда и рекордная девальвация жэньмыньби (юаня) – на 1,9%, которая отбросила страну к 1994 году. Официальный Пекин таким образом, при помощи девальвации, пытается спасать китайский экспорт. Народный банк КНР успокаивает: в дальнейшем, курс юаня будет установлен на «разумном уровне». Вопрос только, какой конкретно на самом деле «разумный уровень» может обеспечить нынешняя китайская экономика?

Обвал китайского экспорта был обусловлен падением спроса на ключевых рынках – США, ЕС и Японии. В США администрация Обамы взяла курс на восстановлении национального производства; в Японии – успешно работает абэномика, в ЕС также проводится политика диверсификации от внешних рынков. А в КНР одной финансовой стимуляции явно недостаточно, необходимо качественно повысить конкурентоспособность национальных товаров, с которыми потом выходить на международные рынки, необходимо также повысить рентабельльность экономики.

Что касается обвала на фондовом рынке…Если уж в стране произошел крупный обвал фондового рынка - значит, это такой специфический «рынок». Тем более, в условиях пресловутой «китайской специфики», в реалиях заурегулированной административными мерами экономики КНР, находящейся, к тому же, под плотным партийным контролем. Понятное дело, что нынешний обвал ставит под большой вопрос китайские планы по построению в Шанхае «международного финансового центра». Неудивительно, что и намечавшиеся планы по объединению бирж Шанхая и Гонконга снова отложены на неопределенный срок. Кстати, обратим внимание: обвалы наблюдаются только на фондовом рынке КНР. В то время как ключевые азиатские биржи – Токио, Гонконг, Сингапур – по-прежнему работают без сбоев. Так что, проблемы экономики КНР – это прежде всего, внутренние задачи китайских властей, как навести порядок у себя в стране, повысить эффективность реформ, конкурентоспособность и рентабельность национального производства, чтоб в свою очередь, обезопасить себя от подобных обвалов в будущем.

Здесь нужно вкратце рассказать, что представлял из себя фондовый рынок КНР до своего обвала? В смысле, рынок с китайской спецификой. А первая специфика – около 85% биржевых инвесторов, держателей ценных бумаг были простыми физическими лицами, китайскими гражданами. В общей численности, это 90 миллионов человек. Преимущественно, молодежь. Почему? Потому что в нынешней застаревшей немодернизированной экономике КНР, где все дорожает, а уровень доходов остается низким, по-настоящему большие деньги можно было заработать только играя на бирже. С одной стороны, власти в порядке «антикризисных мер» регулярно впрыскивали огромные суммы денег, но ликвидных объектов для вложений этих средств практически нет. Отдельный вопрос, откуда у китайских граждан деньги для игры на бирже? Это еще одна «китайская специфика». Основные биржевые инвестиции – за счет банковских кредитов! Сначала молодые китайцы брали кредиты у банков, а впоследствии на эти же заемные средства приобретали акции, облигации на бирже. На первый взгляд, в условиях, когда на бирже наблюдается рост, такие вложения еще можно считать оправданными. Другое дело, что на практике рост на бирже не может быть непрерывным. Каким бы ни был устойчивым рост, он рано или поздно сменится либо застоем, либо вообще обернется обвалом. Отдельный нюанс, что на китайском фондовом рынке не было предпосылок к устойчивому росту. Это был спекулятивный рост. Ну, а с каждым ростом еще более возрастают риски обвала, когда происходит перегрев рынка и в один фатальный момент происходит грандиозный сбой.

Кстати, нечто подобное происходило с японским экономическим «чудом»: сначала рекордный рост 70-80-х годов, инновационный прорыв и перегрев рынка, который обвалил экономику Японии в затяжную депрессию 90-х, из которой Япония выходит только сейчас. Благодаря «абэномике».

Другое дело, что в Японии был сформирован средний класс, который на себя принял основной удар депрессии. В то время как в КНР со средним классом есть большие проблемы, что еще более усугубляет тяжесть социальных последствий.

Приведем немного цифр. Еще в 2014 году фондовый рынок КНР удвоился, достигнув колоссального показателя в $6,7 трлн. На тот момент ничто не предвещало обвала. А со второго полугодия нынешнего года только к 9 июля, то есть за первую неделю обвала, рынок похудел на $3,2 трлн. В среднем, перегретый фондовый рынок КНР терял по $1 млн. в день. Обесценились многие акции, огромное число игроков понесли колоссальные убытки, это еще более повысило уровень социальной напряженности в стране.

Проблему также усугубляют действия властей, которым удалось разве что, «стабилизировать» ситуацию, пусть и административными мерами при помощи жестких запретов, но проблема от этого так и не решена. Например, остановили торги 500 крупнейших компаний, а это совокупно 45% рынка или $2,4 трлн. Торги остановлены на неопределенный срок, но бизнес не может позволить себе такие длительные паузы. Кроме того, власти на полгода запретили выходить на фондовый рынок всем крупнейшим инвесторам – еще одна большая потеря для рынка. В-третьих, со своими вливаниями сразу вмешалось государство, бросившее на покупку акций $42 млрд. Но какой ценой обойдутся эти госвливания для всей экономики?

…В общем, в экономике КНР накопилось множество серьезных проблем и нынешние финансовые обвалы, несмотря на их грандиозные масштабы, это только начало, по сравнению с неопределенным будущим.

 

Что ожидает китайскую экономику в перспективе?

Во-первых, дальнейшее замедление экономики. Сейчас рост уже скатился к +7% - солидный показатель в общемировом масштабе, но крайне рисковый для китайской экономики. Более того, есть даже наиболее пессимистические прогнозы, что к 2025 году ВВП КНР опустится вообще до 4,1%, как предполагают японские рейтинговые агентства.

Во-вторых, охлаждение экономики приведет к тому, что КНР станет закупать меньше сырья и ресурсов. Прежде всего, это отразится на мировом рынке нефти, которая уже к октябрю может подешеветь до $45 за баррель (нефть марки WTI). Тем более, с учетом неизбежного сближения Ирана и Запада, отмены режима санкций и выхода Тегерана из международной изоляции.

Кроме того, на мировом рынке снизятся цены на железную руду, подешевеет золото…Кстати, наиболее рисковая и опасная ситуация сложилась на мировом рынке стали (к настоящему времени плановая экономика КНР сейчас произвела в 10 раз больше стали, чем требует спрос!!).

В-третьих, сокращаются инвестиции – стоимость рабочей силы за последние пять лет в КНР серьезно выросла, в то время как уровень производительности труда остался низким. К тому же, вырос дефицит на рабочую силу. Особенно, квалифицированную рабочую силу. Общую проблему кадров еще более усугубляет старение населения, что в свою очередь, является одним из последствий неэффективной демографической политики.

В-четвертых, сокращается экспорт, который остаются основным источником поступления доходов в экономику страны.

В-пятых, охлаждение экономики только разогревает социальную напряженность. Структурные проблемы на отдельных отраслевых рынках еще более усугубляют проблему. Например, речь о рынке недвижимости, который очень перегрет (купить квартиру в Китае для молодых семей практически нереально). Сокращаются автопродажи, хотя на протяжении последних лет местный авторынок был наиболее бурно развивающимся рынком в мире.

В свою очередь, острые социально-экономические проблемы негативно сказываются на политической стабильности страны. Как результат, ужесточение мер по обеспечению общественной безопасности. Правящей команде приходится искать новые методы для того, чтобы гасить растущее социальное недовольство, сдерживать протестные настроения.

 

…В целом, летние обвалы на финансовых рынках КНР – это только начало, впереди сложная китайская осень…

Алексей Курпас

Принуждение к миру

Блоги 2024-11-18 11:59 518
Анатолій Матвійчук

ХТО ЗАМУЛЮЄ НАШІ ДЖЕРЕЛА

Блоги 2024-11-17 10:55 444
Янина Соколовская

Победа Трампа: Мирный план или глобальная сделка

Блоги 2024-11-08 10:06 740
Алексей Курпас

Власть и тысяча поводов

Блоги 2024-11-01 09:52 592
Игорь Шевырев

Зачем Генсек ООН посетил саммит БРИКС

Блоги 2024-10-30 20:15 592
Шимон Бриман

Дом Нетаньяху и загадочный иранский шахед

Блоги 2024-10-20 14:22 629
Олена Мельник

Як Україна поводиться з полоненими солдатами

Блоги 2024-10-09 10:31 2516
Алексей Курпас

Потужный провал

Блоги 2024-09-30 10:54 1406