СТОКГОЛЬМСКОЕ СОЛО НА ТРАНЗИТНОЙ ТРУБЕ
Интриги в отношениях «Нафтогаза» и «Газпрома» превратились в неотъемлемый элемент украинской государственной политики, неприводящий к заявленным результатам. Эти отношения обросли поражениями и жертвами, они стали системой борьбы, очень отдаленной от энергетики
Жертвы транзита
Недавно на алтарь транзита был принесен Андрей Пасишник. На сегодня он отстранен от должности на время расследования Национальным антикоррупционным бюро его уголовного дела.
Но кроме человеческих тут могут появиться и финансовые жертвы. Так, одностороннее повышение «Нафтогазом»ставки тарифа на транзит российского газа спровоцировало очередной счет «Газпрома» к Украине за недобор газа в 2015 году и ослабление правовых позиции Украины в Стокгольмском арбитраже. При этом самого взимания повышенной ставки тарифа так и не произошло.
Идея «Нафтогаза» повысить тарифы на транзит российского газа была одобрена главой компании Андреем Коболевым 18 января 2016-го. Выглядел этот проект как откровенный троллинг «Газпрома»: по словам Коболева, тарифы на транзит газа для «Газпрома» с этого года будут применяться по принципу «транспортируй или плати».
О повышении ставки на транзит в полтора раза сообщил как о состоявшемся факте и министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. «Транзит будет, в соответствии с новыми расчетами, около $4,5 за 100 километров. Это более чем на 50% выше, чем до этого», — заявил министр, уточнив, что новый тариф уже утвержден.
Зачем данные чиновники делали эти заявления, нетрудно догадаться: они зарабатывали себе и своим "любым друзям " из БПП, Народного фронта и других структуп дополнительные «политические очки» и надеялись обезопасить себя от увольнений. К тому же при повышении тарифов по идее растет не только доход государства, но и соответствующая ему коррупционная составляющая.
Но тут расчет чиновников оказался неточным: «Газпром» решил не платить, а судиться.
Бери и беги
"Газпром" направил Украине счет за недобор газа, начиная с 2009 года, согласно которому «Нафтогаз» обязан «брать или платить». Ежегодно «Газпром» оформлял недобор счетами, которые на оплату не предъявлялись, но легли в основу встречного иска компании в Стокгольмский арбитражный суд, решениям которого неосмотрительно обещал следовать министр Демчишин. Но будут ли они в пользу Украины?
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что Украине пора прекратить заниматься «болтологической коррупцией» и выполнять действующий до 2019 года контракт с «Газпромом». В ином случае страна будет выглядеть как коррумпированнаяшайка, сидящая либо играющая на трубе и из-за своих интриг ставящая под грозу транзит газа в Европу, что «канцлеру Германии Меркель совсем не нравится».
По мнению эксперта, «пока контракт не отменен судом, он действует и «Нафтогаз» должен оплатить Газпрому $2,5 млрд. Именно поэтому «Газпром» предъявил данный счет. Это делалось неоднократно, но когда работало правительство Азарова, такого рода счета также выставлялись, но проблема разрешались в порядке переговоров".
В то же время директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что в одностороннем порядке нельзя изменить условия контракта, как и выставить новые счета. "Это противоречит контракту. А дальше, в арбитраже идет разбирательство, и определяться, как работать дальше. Если «Нафтогаз» хочет играть по правилам, то должен выполнять обязательства по контракту на поставку газа — никаких скидок, отмен принципа «бери или плати» до момента, пока не будет принято решение Стокгольмским арбитражем»,- говорит эксперт.
«Когда «Газпром» идет на уступки: в зимнем пакете отменяет принцип «бери или плати» и соглашается на скидку, какой бы она ни была, то, с одной стороны, мы говорим, чтобы нам дали скидку, а с другой собираемся поднять в три раза стоимость «прокачки газа»по выражению Коболева. О чем тут еще говорить, кроме коррупционной составляющей», — добавил эксперт.
Три составляющие повышения тарифов
У любого действия есть три составляющие – настоящая, красивая и перспективная. Настоящая связана с желанием «Нафтогаза» повысить стоимость транзита газа без переговоров и согласия контрагента – «Газпрома».
Красивая заключается в жажде денег, то есть в банальной жадности. По какой формуле просчитали повышенный тариф, «Нафтогаз»и Минэнерго объяснить не могут.
Перспективная причина объясняется желанием «Нафтогаза»подстраховаться в ожидании провала в Стокгольмском арбитраже.
Сумма исков «Газпрома» к «Нафтогазу» составляет $29,2 млрд.. Два встречные иска, выдвинутых Киевом на вдвое меньшую сумму, касающихся транзита и купли-продажи газа, эту сумму не покрывают.
По словам заместителя главы «Нафтогаза»Юрия Витренко, эти дела Украина надеялась завершить в прошлом году, но результата нет. «Нафтогаз» уже осознал всю шаткость своего положения в арбитраже и делает новые яркие заявления. Юридических последствий такое решение иметь не может, так как оно не получит письменного оформления в качестве дополненияк контракту между «Нафтогазом» и «Газпромом».
А судьи где?
С решением НКРЭ относительно повышения стоимости транзита российского газа не пойдешь в Стокгольмский арбитраж, а Печерский суд вряд ли сможет взыскать с этого«должника» стоимость недоплаты за транзит.
Зачем тогда всему миру демонстрировать в очередной раз всю глубину украинской практики исполнения двусторонних договоров? Это так же смешно, как запоздалые заявления о нерыночности контракта с «Газпромом». Потому Киев не будет покупать российский газ по предложенной Москвой цене в $212. Он будет закупаться у поставщиков по более высоким ценам, которых называет европейскими, но их список не обнародует. И этизакупки, в отличие от контракта с «Газпромом», имеютконкретный интерес для отдельно взятых чиновников.
По имеющейся информации, НАК Нафтогаз Украины законтрактовал 1,7 млрд куб.м. газа у нескольких европейских компаний в рамках закупки за средства ЕБРР. Газ будет покупаться по цене от $188 до $211 /тыс. куб. м. И в этой схеме все прекрасно – и наличие европейских денег, и присутствие частных неназываемых поставщиков, и отсутствие слова «тендеры». Кстати, указанные цены – на хабах (чаще всего – в австрийском Боумгартнере), с учетом транспортировки они примерно на $30 дороже.
В судебных делах, связанных с вопросом транзита, Стокгольмский и Венский арбитражи учитывали расположение газопроводов, их значение для конечных потребителей (страны ЕС), объем транзита газа и ставки транзита в соседних странах. Сейчас можно сказать, что примеры Польши, Словакии, Венгрии и Румынии свидетельствуют, что для значительных объемов газа обычно действует ставка транзита в коридоре $2,5–3,5. То есть, тут «Нафтогазу» будет трудно аргументировать свои запросы кроме как классическим «очень деньги нужны».
Глава «Нафтогаза» Коболев, отвечая на вопрос немецкого издания Handelsblatt, говорит именно об этом: «Газпром» и ЕС могут использовать нас как резервный маршрут. Но если не будут поставляться дополнительные объемы газа из России в Европу, наш транзитный газопровод с экономической точки зрения будет разрушен. Если «Северный поток-2» заработает, Украина умрет как транзитная страна для российского газа».
К тоже в «Нафтогазе», фактически, подтвердили законность претензий «Газпрома», хотя и считают их нерыночными: «Нафтогаз считает положение «бери или плати» в виде, изложенном в контракте с «Газпромом», нерыночным, неправомерным и недействительным. «Нафтогаз» оспаривает применение данного положения в арбитражном производстве с участием «Нафтогаза» и «Газпрома», рассмотрение этого производства осуществляется судом при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Таким образом, правомерность претензий «Газпрома», основанных на положении «бери или плати», определит суд».
Министр энергетики Владимир Демчишин предлагает не паниковать и считает претензии «Газпрома» рутинным юридическим процессом: «В соответствии с договором, который подписан, есть некоторые пункты, которые выполняются или условно выполняются, либо не выполняются. Поэтому они («Газпром») педантично, учитывая, что есть судебный процесс в Стокгольме, отрабатывают юридическую базу, нарабатывают аргументы в свою пользу. Это вопрос для суда, там ничего нового не появилось. Ждем реального решения».
Позиция Украины также измеряется десятками миллиардов долларов. Как отмечает сайт Лига, сейчас «Нафтогаз» требует в суде Стокгольма компенсации за переплату стоимости газа в размере $14 млрд. Вторая часть иска – претензии по недоплате «Газпромом» за транзит газа в размере $11,7 млрд. Соответственно, общая сумма исков «Нафтогаза» к «Газпрому» составляет $25,7 млрд, что почти на $7 млрд меньше, чем требует «Газпром».
Сумма претензий Украины росла постепенно – с $9 млрд до $25 млрд в течение 2014–2015 годов.
Довольно скользким местом для «Нафтогаза» являются именно транзитные аспекты. Правда в том, что контракт предусматривает транзит не менее 110 млрд куб. м ежегодно. И в течение 2009–2014 годов транзит должен был составить 660 млрд кубометров, а в реальности – только 510 млрд куб. м. Соответственно, «Нафтогаз» посчитал, что «Газпром» должен оплатить транзит еще 150 млрд куб. м. С учетом данных 2015 года, спорный объем вырастет со 150 млрд до 195 млрд куб. м.
Высока вероятность того, что транзитные претензии «Нафтогаза» суд не сможет учесть, поскольку нет юридически-технических документов. При этом суд Стокгольма не сможет изменить цену на газ или ставку на транзит. Арбитраж может только видоизменять и корректировать условия контракта.
А претензии «Газпрома» по условию «бери или плати» могут быть частично удовлетворены судом. Ведь Украина не нуждалась в таких ежегодных объемах газа, которые закреплены в соглашении – 52 млрд куб. м, или даже 42 млрд куб. м (с учетом 20% уменьшения).
В то же время игнорировать интересы владельца газового ресурса («Газпрома») суд не может. Исходя из опыта европейских стран, объем «бери или плати» может быть уменьшен на будущие поставки с 52–42 млрд куб. м до уровня 15–20 млрд куб. м, начиная с года подачи иска. Так что за 2014–2019 годы Украине нужно будет выбирать у «Газпрома» хотя бы 15 млрд кубометров – иначе придется платить за «воздух». Или снова обращаться в суд. При этом сейчас Украина всего импортирует 16 млрд куб. м газа, и перспектив увеличения нет, поскольку значительная часть промышленности «встала».
Единственно, что выглядит реалистичным, это перспектива пересмотреть формулу цены на газ. Однако нельзя рассчитывать, что цена будет снижена более чем на 30%, как это было в случаях с европейскими компаниями.