Санкции для России
Агрессия РФ против Украины является правовым основанием для применения международных санкций. Причем это должны быть наиболее жесткие санкции.
Учитывая тот факт, что совершена не только агрессия против суверенного государства, но и нарушены основополагающие принципы международного права. В частности, нарушение обязательства erges omnes, как об этом шла речь в предыдущей статье: http://izvestia.kiev.ua/blog/show/83993.
Тем более, что к настоящему времени РФ до сих пор не прекратила свою агрессивную политику. Что, в свою очередь, можно квалифицировать как дополнительно отягчающее обстоятельство.
Тем не менее, тот режим санкций, которые сейчас действует в отношении РФ, мягко говоря, являетсянеадекватным степени тяжести совершенныхпреступлений
Во-первых, санкции против России должны быть введены резолюцией Совбеза ООН. Это должны быть санкции именно от всего международного сообщества. В конце концов, Россия не только применила силу против суверенного государства, нарушив п.4 ст. 2 Устава ООН, но и своими агрессивными действиями подрывает всю систему международной безопасности.
Другое дело, что на практике в Совбезе для принятия резолюции должен быть полный консенсус, прежде всего, между всеми пятью его постоянными членами, среди которых РФ наверняка воспользуется правом вето. Как это уже однажды продемонстрировало проваленное голосование по созданию международного трибунала за сбитый над Донбассом малайзийский «Боинг» рейса МН17.
В принципе, для Совбеза остановить агрессора – не проблема. Например, в 1990 году ООН вводила достаточно жесткие санкции против Ирака (по фактам агрессии против Кувейта). Или еще один пример – санкции против бывшей Югославии и даже создание международного трибунала в отношении ее руководства (по фактам вооруженного конфликта 1991 – 1994 годов).
Однако, специфика нынешней ситуации: впервые Совбез столкнулся с фактом агрессии со стороны государства, являющегося одним из гарантов существующего миропорядка.
И еще один парадокс: международные санкции, которые до недавних пор действовали против Ирана, оказались в несколько раз сильнее, чем те, что сейчас действуют в отношении России. При том, что Иран – не является агрессором в понимании международного права, а все санкции, которые вводятся (вводились) в отношении него касались либо ядерной, либо ракетной программ. Для сравнения: только в 2006-2010 годах санкции против Ирана вводились 5 раз. В то время как Россия, грубо нарушающая суверенитет и территориальную целостность государств, до сих пор вообще умудрилась избежать международных санкций.
Хотя Россия, в отличии от Ирана или КНДР, гораздо сильнее интегрировано в международное сообщество. А значит, и международные санкции в отношении нее должны были бы возыметь более существенный, гарантированный эффект.
Во-вторых, в условиях, когда широкие возможности СБ ООН оказались фактически заблокированными государством-агрессором, едва ли не единственным способом привлечения к ответственности стали санкции, введенные отдельными государствами и международными организациями.
К настоящему времени такие санкции в отношении РФ ввели США, Евросоюз, Украина, Япония, Канада, Австралия, Исландия, некоторые другие страны, а также ряд международных организаций. Например, США заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с РФ, ввели персональные санкции против отдельных руководящих должностных лиц РФ. Евросоюз, со своей стороны, ввел ряд ограничительных мер по сотрудничеству с оккупированным Крымом. НАТО – полностью свернуло сотрудничество с Россией, а Совет Европы – лишил право голоса…
Безусловно, все эти и многие другие, уже введенные санкции, выполнили некоторый сдерживающий эффект против агрессора. Однако, в целом являются недостаточными.
В-третьих, какими должны быть международные санкции.
Виды санкций установлены в Разделе VII Устава ООН:
1)коммерческие или торговые санкции (полное или частичное эмбарго, прекращение технического обслуживания);
2) финансовые санкции (блокирование зарубежных активов правительства, ограничение доступа к финансовым рынкам, прекращение предоставления финансовой помощи);
3)ограничение свободы передвижения (запрет на выезд за границу должностным лицам или бизнесменам страны-агрессора);
4) дипломатические санкции (полный или частичный отзыв дипломатов, прекращение дипломатического сотрудничества, отмена визитов и т.д.);
5) спортивные или культурные (запрет на организацию, участие в международных спортивных форумах, чемпионатах, олимпиадах; прекращение сотрудничества в сфере культуры, научных обменов). Например, как здесь не вспомнить, что РФ является организатором футбольного мундиаля-2018;
6) процессуальные санкции (например, прекращение участия или лишения права голоса в международных организациях).
Отметим, предпочтительно это должны быть именно адресные санкции. Еще с 1998 года Совбез ООН отказался от практики всеобъемлющих санкций, в результате которых, как правило, страдает простое население государств. В то время как ответственность руководителей, выносящих конкретные преступные решения, наоборот, оказывается размытой во всеобъемлющих санкциях.
Ну и наконец, по поводу сроков действия международных санкций.
Прежде всего, отметим, что международные санкции вводятся по фактам агрессии. А значит, и сняты могут быть только после того как полностью будет прекращена эта агрессия. Причем не имеет никакого принципиального значения, будь то санкции за оккупацию Крыма или же конфликт на Донбассе. С точки зрения международного права, все это факты одной и той же продолжающейся агрессии. Агрессия РФ против Украины началась с оккупации Крыма, затем – усугубилась кровопролитным вооруженным конфликтом на Донбассе.
Соответственно, и международные санкции могут быть отменены только после того как будут достигнуты их цели. При этом важно подчеркнуть, что эти санкции по своему характеру не имеют карательную функцию, а направлены прежде всего, на изменения в госполитике РФ.
Что может быть критериями прекращения санкций?
Во-первых, РФ должна полностью прекратить агрессию.
Во-вторых, РФ должна предоставить гарантии не повторения агрессии в будущем.
В-третьих, должна быть произведена реституция. То есть возврат в первоначальное положение. В том числе, сатисфакция и компенсация причиненного ущерба.
Однако, опять же: прежде чем ставить вопрос о прекращении, международные санкции…должны быть введены. Как можно прекратить то, чего нет в наличии! Существующий «санкционный режим» является явно недостаточным, о «санкциях» можно говорить условно. А значит, и агрессия РФ против Украины по-прежнему фактически остается безнаказанной.