Ксения в мундире и ожидание чуда
Сегодня – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Если войти в арку ворот Смоленского кладбища в Петербурге, то взору предстанет лазоревая колокольня собора. Рядом – первая могила Тараса Шевченко и камень-валун, принесённый миллион лет назад полярным ледником. Обернувшись, увидите миниатюрную часовню на могиле Ксении Петербургской.
Вот о ней и речь…
Каждая женщина по-разному относится к смерти мужа; одни, овдовев, проводят остаток дней в унынии, другие – найдут себе кого-нибудь. Ксения Петрова же, овдовев в 26 лет, переродилась; будто никогда не было веселья и праздников в её жизни. Она мгновенно отказалась от всего светского. Казалось, даже сиянье глаз её исчезло, роскошные золотые волосы покрылись сединой. Никаких выездов, прогулок, встреч. Прошло какое-то время и вдруг она явилась перед людьми в красно-зелёном суконном мундире полковника Петрова, своего покойного мужа, и теперь уже все поникли взором поняв, что она лишилась рассудка. Подтверждал это и тот факт, что Ксения «открылась» перед встреченными людьми, говоря, что не Петров умер; это она, Ксения, отдала Богу душу, а муж – вот он, жив и здоров, и в доказательство изображала какую-нибудь армейскую позу. Все сочувственно кивали головами, подавали блаженной, кто сколько мог, и оставили Ксению наедине со своим горем.
Жилплощадь, где они жили с мужем. Ксению не привлекала. Она отдала её монастырю и уехала оттуда, раздав всё имущество желающим. Где она жила на Петроградской стороне – никт не знает; больше под открытым небом – её видели в поле, где она творила молитву, обращая поклоны на все четыре стороны света. Получив копейку от прихожан, она тут же отдавала её дальше – тем, кто был ещё несчастнее. Слово «волонтёр» пришло к нам значительно позже, но то, что Ксения, будучи нищей, раздавала нищим «царя на коне» (копейки с изображением всадника), факт известный!
На Смоленском кладбище строили в ту пору церковь. Работники обратили внимание, что изрядную часть кирпичей на постройку кто-то поднял на леса и там оставил, аккуратно сложив. Следующей ночью всё повторилось. Стали следить и обнаружили Ксению, которая в лунном свете, с молитвой на устах, по шаткому трапу несла кирпичи наверх.
Так что теперь мы точно знаем, что в Смоленском храме, возле которого упокоился наш Кобзарь, есть труд Ксении Петербургской, освященный молитвой.
Господь наделил Ксению даром предвидения; она не только предсказала точно кончину «дщери Петровой» императрицы Елизаветы и убитого во времена Екатерины Великой малолетнего императора Иоанна VI, но и не отказывала гражданам Северной Пальмиры в исцеленни, избавлении от бед и любых прогнозах на завтрашний день.
Ну, как такую не уважишь?
Мужнин мундир Ксения давно заменила на красную кофту и зелёную юбку - это цвета мундира петровской эпохи; такой она осталась и в иконописном изображении. Блаженная была звана во многие петербургские дома; богатеи, когда прознали о её даре – богатство удерживать и приумножать, стали перед нею заискивать и заманивать к себе на чай с баранками, По Питеру пошли слухи, что если кому Ксения что-либо подарит, да скажет «Вели Бог дать, не вели Бог отнять», так можно вообще тупо лежать на печи, а прибыли сами придут.
Узнав об этих измышлениях, Ксения, будучи бессребреницей, упрямо хранившей волонтёрский вектор благотворительной деятельности, очень расстроилась и запретила слоганом пользоваться. Более того, чтобы замолчали, она объяснила всем таинственно: «Того назову умным, кто умеет исполнять Божью волю». Все стали эту загадку разгадывать, и отстали от блаженной.
Может быть, современники Ксении ошибались? А вдруг она несла печать безумия добровольно целых 45 лет, притворившись юродивой? Нет, она действительно была блаженной, и к лику святых причислена под этим именем.
Конец земному странствованию Ксении Петербургской пришёл в начале огнедышащего XIX века – столетия жутких войн, реформ, смены формаций. Блаженных стало в разы больше, но не все они стали святыми; и уж никак не назовёшь Господним промыслом выход в свет «Манифеста Коммунистической партии», как и появление на свет Ленина, Сталина и Гитлера...
… Около 1803 года святая почила сном праведницы и много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище, там же, где через шестьдесят лет ненадолго упокоится Тарас Шевченко, её бунтарский сосед. Те украинцы, что живут в Петербурге, или, несмотря на препятствия последних лет, приезжают сюда, обязательно, навестив могилу Кобзаря, пройдут к часовне Ксении Петербургской, чтобы прислониться к последней обители святой и прошептать простые строки:
«Святая Ксения, моли Бога о нас!».
Говорят, то ли Тарас, то ли Ксения, а может вместе, но они всякий раз явят какое-либо чудо…
Справка:
Память о Ксении Петербургской – это храмы, открытые в её честь в Виннице, Донецке, Севастополе, Сумах, Белой Церкви. Есть в Португалии, ФРГ, США, и ещё почти сто – от Бреста до Владивостока.