За нас, за вас и за Белаз
Этот тост мы оглашали в Минске, на заседании ВАРП, собирающем главных редакторов, издателей и владельцев СМИ со всего мира, от Аляски до Австралии.
Беларусь, уже во второй раз принимающая варповцев, теперь уливила троекратно: Минском, изменившим наши представления о стране и столице; Витебском Шагала и песенного конкурса "Славянский базар", который открывала украинка на украинском языке; и Белазом, увидев продукцию которого невозможно не пересмотреть свои водительские приоритеты ВАРП - это крепко слаженный симфонический оркестр, на этотраз сыгравший "Беловежскую пущу" искренне и без фальши. Сольную партию тут исполнил президент Беларуси Александр Лукашенко, заявивший на открытии ВАРП, что "президент России зря благодарит меня за сохранение русского языка. Это наш язык - белорусский русский. А язык россиян - он на Вологодчине".
Украинский русский при этом доминировал в оркестре - потому что "нашего цвиту по всьому свиту" и потому, что какого издателя не спросишь - у того украинские корни окажутся Поэтому и не только многие темы, поднимаемые на конгрессе, затрагивали Украину. И это было вполне логично для Минска, ставшего центром миротворческого процесса и таким - соответственно - центром европейского миротворческого процесса. При чем не только политического, но и, как утверждают белорусы - географического. Не зря же они в Полоцке установили памятник Центр Европы, написав, что до Киева от него совсем немного, всего каких-то полтысячи километров "Проехать бы их на Белазе",- размышляли мы, посещая это уникальнейшее предприятие, где делают карьерную технику. Не ту, что карьеру делать помогает, а ту, что в карьерах работает и имеет самую большую в мире грузоподъёмность - до 450 тонн.
Впрочем, у Белаза своя карьера - начавшаяся в советское время, после него она только развилась, доказав, что далеко не все нужно бросать на свалку истории и что самые большие в мире автомобили, каждая которых шина которых (59/80R63) размером с приличный дом , могут быть востребованы, рентабельны и в умелых руках превращаются в визитную карточку страны.
Впрочем, визиткой стал несомненно и Минск. Не только тот, что площадь Независимости, а новый, модерный, хоть и носящий имя октябрьской революции. Минск, где ненужные заводские территории отдали под креативное пространство, где развились кофейни, арт-галлереи, хенд-мейд студии и все то, что делает древний город молодым. Впрочем, о древности его, многократно разрушенного войнами, сейчас мало что скажет. Разве что кафедральный Свято-Духов собор, укрывший от нашествий Чернобыльскую чудотворную икону, напомнит о том, сколько столетий, тягот и разрушений перенес Минск и оглавляемая им страна, которая как никто умеет восставать из пепла и идти вперед.