Как выражается мама моей подруги, я – ленивая. Потому что только ленивый не оттоптался на горькой судьбе Яценюка-недопремьера. Исправлю эту недоработку.
В последние дни меня порадовал львовский телеведущий Остап Дроздов, рассказавший в ФБ историю о том, как на майдан пришел Яценюк просить народной поддержки в деле назначения премьером. Народ пообещал порвать его на части, а вместо искомой кули предложил ему в лоб созвучный предмет на букву «д». Не такой убийственный, зато вполне оскорбительный.
Попытки создания теневого правительства сродни этой не-куле. Во-первых, опыты создания таких правительств мы наблюдаем со времен Павла Лазаренко, его «Громады» и его же сподручницы Тимошенко. Ни одно из теневых правительств ничего существенного не совершило.
Во-вторых, теневой Кабинет во главе с тимошенковцем Соболевым вроде как существует. О его переизбрании во имя Яценюка никто не заявлял. И, формируя по-новой такую структуру, Яценюк забирает у Юлии уже не только «Батькивщину», но и последнюю теневую надежду.
В-третьих, в известной прослушке дама с голосом Виктории Нуланд отвела Яценюку роль в реальном правительстве, а не в бутафорском. И если он решит с Западом спорить, то сядет ваккурат между американским стулом и российским троном. И посадка эта вряд ли будет мягкой.
Желание прорваться во власть и нежелание принимать на себя ответственность становятся для оппозиции отправными. Вопрос: отправными куда? Даже если предположить, что правительство достанется Яценюку и его врагам по несчастью, то что он станет делать во главе правительства? Неужто систему будет менять? Какую на какую?
Да, он сможет на хорошем английском поговорить с МВФ и ЕС, но приведет ли этот язык Киев к новым траншам? И если да, то станут ли их условия приятней нынешних?
И подешевеет ли российский газ от того, что оппозиция не ворвется в здание, а войдет в Кабинет?
Поверит ли Владимир Путин, о котором украинские оппозиционеры наговорили уйму разного, что с этими людьми стоить работать, что их политике нужно помогать? Да и есть ли их политика? Пока ситуация показывает только стремление сменить сцену майдана на кресло в кабинете. Яценюк вроде бы привык к светлой кожаной мебели, на майдане она бы закоптилась.
По российскому кредиту вроде нет вопросов. 3 млрд. уже получены Украиной, оставшиеся 12 млрд. под оппозицию не дадут. Чтоб их вложить, нужно иметь крепкие гарантии и партнерское доверие. От украинских оппозиционеров Россия такого не ждет. Да и не с ними она договаривалась.
Что же из этого следует? Сшить коалицию вряд ли удастся. На вторых ролях оппозиция себя не увидит, а для первых у нее нет оснований. Она сама выбрала себе улицу как место приложения сил. Она продолжает водить маршевые хороводы под парламентом. Мы их увидим и во вторник, когда Раде объявят кандидатуру премьера. Кабинет Министров не претерпит глобальных изменений. Основная часть команды останется работать. У оппозиция остается скромный выбор – взаимодействие или к(д)уля в лоб.