В Киеве состоялся Второй Украинский форум Шелкового пути. Организатором форума выступила Украинская ассоциация Шелкового пути Silk Link.
Напомню, ровно год назад состоялся Первый украинский форум Шелкового пути. В Киев съехалось несколько солидных китайских гостей. Например, президент Международной торговой палаты Шелкового пути Лю Цзянчжун, председатель Фонда Шелкового пути Давид Кианг, руководитель проекта eSilkRoad Ван Бин. Кроме того, в работе первого форума принял участие президент Европейской бизнес-ассоциации Кшиштоф Сидлецки. С украинской стороны – несколько министров, народные депутаты и даже первак леди Украины, возглавляющая Фонд Порошенко. В общем, по составу участников старт Украинского форума Шелкового пути получился представительным.
Второму форуму удалось поддержать данную динамику и даже номинально расширить число участников. Например, до 70-ти человек только было увеличено число спикеров форума. Если говорить об уровне представительства: Ирина Геращенко (первый вице-спикер Верховной Рады) и Владимир Омелян (министр инфраструктуры), посол Китая Ду Вэй, а также У Бисю (Альянс городов Шелкового пути) и Го Цин (China Pacific Construction Group). Были также иностранные гости: Давид Саганелидзе (исполнительный директор Partnership Fund, Грузия) и Валерий Вирковский (китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень»). По ходу форума, состоялось ряд конструктивных панельных дискуссий по конкретным аспектам сотрудничества (инфраструктура, торговля, IT-сектор, АПК), обсуждались конкретные инвестпроекты, было подписано несколько документов. Ну и, конечно же, не без очередных многообещающих заявлений.
«Украина очень заинтересована в активизации экономического и гуманитарного диалога с Китаем. Нам есть что предложить друг другу, мы можем очень много сделать. В том числе, по важному проекту Шелковому пути. И украинский потенциал, как мне кажется, еще не до конца изучен и освоен», - заявила первый вице-спикер Ирина Геращенко.
«Парламент является очень хорошей платформой для любых законопроектов, которые могли бы закрепить наши отношения и открыть новые возможности для будущих проектов. У нас есть что предложить в контексте мировой логистики», - подчеркнул Андрей Павелко, возглавляющий депутат скую группу по межпарламентским связям с КНР.
«Мы не только говорим о будущем с Китаем – мы это будущее уже воплощаем», - отметил министр инфраструктуры Владимир Омелян.
«Украина – одна из пяти стран, через которые проходит транспортный коридор Шелкового пути», - подчеркнул посол Китая Ду Вэй.
«Общественная организация Silk Link как эффективная коммуникационная платформа между китайскими бизнесменами и правительством с одной стороны, и украинскими бизнесменами, и правительством – с другой стороны, является мостом для качественного сотрудничества между Украиной и Китаем», - заметила Ирина Никорак, исполнительный директор Silk Link.
В целом, официальные лица проявляли оптимизм, но в экспертной среде прозвучали сдержанные оценки.
Китай не видит Украину в своих проектах Шелкового пути, предостерегает бывший украинский посол Александр Куприн, стоявший у истоков украинско-китайских отношений, которым в нынешнем году исполнилось 25 лет.
Во-первых, сложности логистики, которая вследствие открытого конфликта между Украиной и РФ особенно стала запутанной.
Во-вторых, сложности внутренней ситуации, где власти плохо удается обеспечивать политическую стабильность.
В-третьих, «военный конфликт» для власти стал удобным «поводом» для списания многих внутренних проблем, допущенных ошибок и просчетов. Как экономических, так и политических. И это плохой сигнал для иностранных инвесторов. «Инвестиции туда, где война, не идут», - подчеркивает Куприн.
В-четвертых, между Пекином и Киевом по-прежнему не поддерживается диалог на высоком государственном уровне. Речь сейчас идет не только об отсутствии визитов. Многие украинские политики стараются понравиться Западу, тщательно демонстрируя свою лояльность, но вряд ли в действительности, стали для Запада своими. В то время как огромный потенциал украинско-китайского сотрудничества, который обещает экономические и инвестиционные перспективы, по-прежнему небрежно игнорируется. В Пекине чувствительны к подобного рода деталям. В частности, к тому, как в Киеве относятся к соблюдению уже подписанных межправительственных соглашений.
Символично, накануне форума, с 1 ноября через территорию Украины прошел первый китайско-европейский поезд. И это конечно же, хорошая новость.
Однако, накануне форума прозвучала и плохая новость.
Банк развития КНР проинформировал НАК «Нафтогаз Украины» о завершении генерального кредитного соглашения на сумму $3,656 миллиардов, подписанного 25 декабря 2012 года. Украинская компания так и не смогла воспользоваться кредитными деньгами. В НАКе пожаловались на Кабмин на огромную бюрократическую рутину, сделавшую проблематичной украинско-китайское сотрудничество.
Очень важно разобраться с договорами, которые были подписаны во время предыдущих украинско-китайских визитов, советует эксперт-китаист Андрей Гончарук, представляющий Национальный институт стратегических исследований.
«В украинско-китайских отношениях есть много хорошего, необходимо это сберечь, отмыть от проблемной грязи, которая возникла в результате коррупционной составляющей, и других негативных моментов, и начинать не с чистого листа, а с того что у нас уже есть хорошая основа», - подчеркивает Гончарук.
По-прежнему затягиваются согласования и по «Воздушному экспрессу», еще одному украинско-китайскому проекту, доставшемуся от предыдущей власти и который обеспечит прямое железнодорожное сообщение между аэропортом Борисполь и Киевом.
«Воздушный экспресс» однозначно нужен, это полностью окупаемый инвестпроект, осталось только обсудить конкретный формат – это технические детали, заверяет замминистра инфраструктуры Виктор Довгань.
По его словам, 2017-й – год китайских инвестиций в Украине. По результатам подписанных меморандумов, совокупный объем китайских инвестиций превысил $100 миллионов. Особенно, Виктор Довгань отмечает важность проектов по модернизации стратегически важного моста через Днепр в Кременчуке и строительству бетонной автомагистрали Одесса-Николаев-Херсон. А вот со строительством четвертой ветки киевского метро (на Троещину) Довгань советует не спешить. Во-первых, ветка метро все равно не будет пущена в строй пока не будет построен Подольско-Воскресенский мост, который является отдельным инвестпроектом. Во-вторых, $2 млрд. – это дорогой китайский кредит.
Довгань советует пока сосредоточить внимание на проекте логистического центра в Фастове, который был презентован, по результатам прошедшего киевского форума.
Тем временем, пока на центральном уровне власти наблюдается простой, украинские регионы проявляют активный интерес к сотрудничеству с Китаем.
Второй Украинский форум Шелкового пути хорошо запомнится подписанными меморандумами о сотрудничестве, которые Альянс городов Шелкового пути подписал с Сумской и Херсонской облгосадминистрациями (губернаторы Николай Клочко и Андрей Гордеев соответственно), а также с мэрами Трускавца (Андрей Кульчинский) и Фастова (Михаил Нетяжук). Киев для участия в форуме посетила Генеральный секретарь Ассоциации городов Шелкового пути У Бисю.
Тернопольская область, где в настоящее время уже реализуются крупные инвестпроекты Японии и Германии, проявляет активный интерес к сотрудничеству также с Китаем. Тернопольский губернатор Степан Барна принял участие в киевском форуме.
…В целом, для проведения Украинского форума Шелкового пути была проведена огромная организаторская работа, где было учтено множество важних деталей, обеспечивших участникам хорошие условия.
Отметим также и то, что все эта работа основывается, преимущественно, на усилиях гражданского негосударственного сектора, который в Украине является очень сильным и обладает широким потенциалом.
На уровне власти Шелковый путь, имеющий стратегическое значение для Украины, пока что не встречает надлежащего внимания и поддержки.
Есть надежда, что в 2018-м году, который станет Годом Китая в Украине, произойдут позитивные cдвиги.