Как реформировать лесное хозяйство Полесья и Карпат Василий Голян

2016-09-14 08:54 22274

Лесное хозяйство для отдельных административных районов, в первую очередь, Полесья и Карпат наряду с сельскохозяйственным производством выступает базовым звеном хозяйственного комплекса, а деятельность государственных лесохозяйственных предприятий является важным фактором бюджетной самодостаточности территориальных общин. При этом, несмотря на децентрализацию власти и реформу местного самоуправления, в перераспределении лесных благ и в дальнейшем доминируют отраслевые приоритеты, что привело к оторванности приоритетов лесопользования от проблем социально-экономического подъема территорий, выступающих ареалом концентрации сырьевых и несырьевых лесных ресурсов. 

Фактически государственная лесная политика построена так, что местные жители не могут влиять на перераспределение лесоресурсного потенциала, размещенного на прилегающих к сельским населенным пунктам территориях. Это в свою очередь формирует у них апатию относительно участия в процессах общественного регулирования хозяйственной деятельности постоянных лесопользователей, в частности ограничения прецедентов массового вывоза за границу необработанной древесины наиболее ценных пород. Особенно интенсифицировался «трафик» древесины в связи с половинчатым применением моратория на экспорт необработанной древесины: на лиственные породы мораторий был введен с 1 ноября 2015 года, а на хвойные породы запрет на экспорт вступит в действие только с 1 января 2017 года.

Такая половинчатость заложила дополнительные стимулы для увеличения экспорта сырья, поскольку возможность еще некоторое время продавать необработанную древесину хвойных пород заставляет лесопользователей в максимальной степени использовать для этого все возможные лесоресурсные, материально-технические и организационные ресурсы. При этом экспорт необработанной древесины вообще не корреспондируется с потребностями местного населения многолесных регионов.

Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью однозначно требует введения современного деревообрабатывающего оборудования, стоимость которого государственные предприятия не способны оплатить за один раз. Нужно узаконить отдельные формы государственно-частного партнерства, которые давали бы возможность государственным лесохозяйственным предприятиям работать с мощными предпринимательскими структурами как резидентами, так и нерезидентами на основе лизинговых и концессионных соглашений, предусматривающих, в первом случае, оплату стоимости производственного оборудования частями, а во втором – передачу отдельных лесных и лесохозяйственных активов во временное пользование нерезидентам на основе платности и на условиях срочности.

Существующая система взыскания рентной платы за специальное использование лесных ресурсов предполагает ее перечисление в Государственный бюджет Украины. В местные бюджеты только поступают платежи за специальное использование лесных ресурсов местного значения. Сельские территориальные общины не имеют возможности существенно влиять на темпы и масштабы использования лесоресурсного потенциала, который находится на прилегающих территориях, что не позволяет в максимальной степени использовать резервы социально-экономического развития и преодолеть многолетнюю депрессивность.

Провозглашенные Президентом и Правительством децентрализация власти и реформа местного самоуправления не предусматривают формирования действенных механизмов перераспределения лесного богатства в интересах сельских территорий. Это противоречит принципу интегрированного управления природными ресурсами, который доминирует в Европейском Союзе и предполагает управление лесными, земельными и водными ресурсами, исходя из их взаимного влияния и взаимосвязи в экосистемах, а также использование природного капитала с целью преодоления бедности местного населения.

Сохранение существующей вертикали управления лесным хозяйством, которая характеризуется ведомственной закрытостью и доминированием исключительно отраслевых приоритетов, не позволит обеспечить надлежащую взаимосвязь между хозяйственным освоением лесоресурсного потенциала, который находится на прилегающих территориях, и социально-экономическим подъемом села. Также имеет место низкая вероятность использования передового европейского опыта по стимулированию домохозяйств и субъектов аграрного предпринимательства относительно облесения малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

Вследствие демонтажа внутрихозяйственных сетей гидротехнических сооружений, обслуживающих осушенные сельскохозяйственные угодья, эти угодья были выведены из продуктивного хозяйственного оборота и подверглись естественной ренатурализации, то есть фактически превратились в лесопокрытые площади. Это дополнительный ареал для развития лесного хозяйства, но принадлежность этих земель в форме паев жителям сельских населенных пунктов требует внедрения новых форм партнерских отношений между владельцем лесных активов (сельскими жителями) и специализированными лесохозяйственными предприятиями, которые обладают необходимой технико-технологической базой для ведения лесного хозяйства.

Отсутствие возможности у жителей сельских населенных пунктов влиять на перераспределение лесоресурсного потенциала, который находится на прилегающих территориях, резко сужает возможности социально-экономического подъема села. Лесные блага, созданные усилиями предыдущих поколений местного населения и овеществленными затратами государства, должны способствовать развитию сельских территориальных общин.

Еще блоги

Красота
Stella International Beauty Awards 2017
Психология
Продукты, которые продлевают жизнь
Стиль жизни
Самые физически активные страны мира
Путешествия
Загадочные истории массового исчезновения людей

Новости партнеров

Мы в телеграм

Блоги