Украина обладает уникальными стратегическими преимуществами на пересечении ключевых торговых путей между Европой и Азией, а также от скандинавских держав к региону Средиземноморья. Однако, на данный момент как уже отмечалось, ни Китай, ни некоторые развитые страны пока не видят Украину в своих транспортных проектах. При всем своем огромном интересе вовлекать, хорошо понимая уникальные стратегические преимущества Украины.
Вооруженный конфликт, возникший вследствие агрессии России, номинально уменьшил объемы транзита, проходящего через Украину. Отметим, речь идет только о транзите, который шел из России. Уменьшение российского транзита стало одним из элементов агрессии РФ, осуществляемой против Украины. Учитывая тот факт, РФ с 1 января 2016 года сознательно сократила объемы транзита, сугубо собственными односторонними действиями и грубо нарушая взятые международно-правовые обязательства. Это сразу же стало предметом рассмотрения соответствующих украинских исков, поданных в международные суды.
Однако, в любом случае, за прошедшие два года (с тех пор как РФ односторонне отказалась выполнять свои обязательства по транзиту) украинский транзитный потенциал не уменьшился. Наоборот, можно даже сказать, что транзитная привлекательность Украины только выросла. Как результат, возросший интерес ведущих компаний Европы, Китая, ОАЭ и Южной Кореи, проявленный к перспективным украинским рынкам. Конкретные факты международного признания, что Украина развивается по правильному Пути.
Основная проблема – в логистике.
Во-первых, необоснованно дорогая логистика. Причем на данный момент цена логистики необоснованно завышена. Например, по расчетам Мирового банка, стоимость перевозок зерна, являющегося основным национальным экспортным товаром, от сельскохозяйственных предприятий к портам Черного моря на 40% превышает стоимость аналогичных услуг во Франции и Германии.
Во-вторых, низкое качество логистики. По Индексу эффективности логистики, Украина занимает 80 место (среди 160 стран).
Отметим также огромную значимость логистики. Эффективная торговая и транспортная логистические системы являются ключевыми предпосылками экономического роста и конкурентоспособности государства. Особенно, в условиях, когда объемы внешней торговли составляют более 100% ВВП.
Мировой банк представил проект Стратегии обеспечения стабильного функционирования логистической системы Украины, которая в свою очередь, станет важным дополнением к Национальной транспортной стратегии Украины. При украинском правительстве будет создан отдельный Логистический комитет. Отметим еще один нюанс, в основу проводимых реформ положено выполнение действующего соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.
Работа над стратегией велась с 2016 года.
Проект подготовлен при партнерской поддержке фондов Korea Green Growth Partnership и Enabling Infrastructure Investment.
Стратегия логистики представляет собой цельный сбалансированный документ, предполагает задействование мультимодальных транспортных перевозок, основывается на координации между разными министерствами и ведомствами и полностью согласована с расчетами по национальному экспорту. Кроме того, предполагается задействование возможностей государственно-частного партнерства.
Стратегия рассчитана на долгосрочный период, до 2030 года.
В проекте подробно расписан План действий для Кабмина (в том числе, для каждого из задействованных ведомств, с указанием ориентировочной расчетной стоимости), а также по каждому конкретному сектору логистических услуг (железная дорога, автотранспорт, морской и водный транспорт), расчеты по мультимодальным перевозкам.
…В целом, в результате реализации представленной стратегии логистики транспортные возможности Украины, в частности привлекательность для международного транзита, вырастут.