Экономика Почему школы «обдирают» выпускников и куда идут родительские взносы

2013-04-14 12:13

Обедневшие отечественные школы уже давно перешли на родительское финансирование.

Нас уже совсем не удивляет, когда на собрании приходится скинуться на новые парты, ремонт класса или музыкальный центр для актового зала. И каждый из нас давно усвоил, что так называемые "благотворительные" взносы на развитие школы на самом деле принудительные, и никто родителей не спрашивает, какую сумму они хотят пожертвовать на благо родного учреждения, да и хотят ли это делать вообще…

Но, конечно, дороже всего школа обходится мамам и папам выпускников – мало какое учебное заведение упускает шанс напоследок ободрать родителей как липку…

"У нас так принято!"

В конце 80-х в престижных столичных школах выпускной класс считался чем-то вроде "переходящего приза". Нередко в последнем классе руководитель менялся – видимо, назначался за особые заслуги. И такое "награждение" оправдывалось сторицей – тут тебе и хороший ремонт в кабинете, и самые разные "благодарности" за содействие в натягивании оценок в аттестате, и шикарный подарок на прощание.

Сегодня традиция в последнем классе делать весомые подарки школе и учителям достаточно прочно укоренилась в большинстве учебных учреждений. Добавьте сюда планируемые с размахом последний звонок и выпускной вечер, и вы поймете, в какую копеечку влетает родителям торжественное событие окончания школы.

- У нас в лицее принялись собирать деньги еще в августе, - рассказывает мама столичной 11-классницы Наталья. – Председатель родительского комитета сначала предложила сдавать по 3 тыс. грн., потом – по 4 тыс. грн. На все вопросы, куда пойдут деньги, отвечала довольно однообразно – вы сдавайте, а там разберемся. Хотя бы минимальные расчеты предоставить отказывалась – у нее их просто не было.

В конце концов, родители насели, приблизительные расчеты получили, и… впали в ступор. Цены были просто ошеломительными. Здесь тебе и букеты цветов по 850 грн., и надувные шарики на 3 тыс. грн., и пушка с блестками за 4 тыс. грн., и тамада за 8 тыс. грн. Но больше всего родителей сразили "программа для детей" за 150 грн. с носа и пикник для учителей – 6 тыс. грн. на 40 человек.

Оказалось, что администрация лицея категорически против того, чтобы дети в день последнего звонка пошли гулять на Крещатик – им собираются организовать некую "программу". Что это за программа – непонятно, но цена уже озвучена: полторы сотни с одного ребенка! Учитывая, что на выпускной параллели 4 класса, в общей сложности на непонятную "программу" уйдет 16 тыс. грн. – нехилые аппетиты!

Что касается пикника, то в лицее есть милая традиция – педагоги привыкли отмечать окончание учебного года пикником. Казалось бы, данная традиция совершенно никак не должна касаться родителей, но нет: в лицее опять же привыкли, чтобы этот пикник оплачивали ученики! Робкие попытки некоторых родителей повлиять на ситуацию и пояснить, что все это как-то не очень красиво, встретили раздраженный отпор, который коротко можно сформулировать в двух фразах: "в лицее так принято" и "все так сдают".

"Родители сами решили школе помочь!"

В ответ на извечные вопросы "Комсомолки" из разряда "Что делать?" Министерство образования нам ответило на двух листах, однако никаких конкретных советов там нет. Суть написанного сводится к тому, что сбор средств и материальных ценностей сотрудниками учебных заведений запрещен, а прием благотворительных взносов осуществляется исключительно на добровольной основе.

Но в том-то и проблема, что учителя сами деньги не собирают! Все идет по накатанной схеме. Администрация учебного заведения в устной форме озвучивает суммы, которые родители должна сдавать на ремонт класса, "благотворительность", подарок школе и т.д., и доносит эту информацию до классных руководителей. Классные руководители в приватной беседе сообщают эту сумму председателю родительского комитета. При этом на классном собрании, когда речь заходит о деньгах, учителя выбегают из класса как ошпаренные с одной-единственной целью. Если вдруг "запахнет жареным", они совершенно честно смогут сообщить: "Меня вообще в тот момент на собрании не было, а родители сами решили школе помочь!"

Запуганные и закомплексованные

Теперь что касается самих родителей. Почему мы с вами соглашаемся на этот неприятный и даже оскорбительный фарс с совсем недобровольными взносами и подарками, который продолжается целых 11 лет? По моим наблюдениям, большинство родителей можно разделить на несколько категорий.

1. Не стесненные в средствах, но стесненные во времени. Приходя на собрание, они уже с порога спрашивают "сколько платить" и довольные тем, что так быстро и эффективно поучаствовали в школьной жизни любимого чада, прощаются до следующего собрания.

2. Стесненные в средствах, и очень этого стесняющиеся.Прошли те времена, когда считалось, что бедность – не порок. Сегодня многие украинцы доведены до нищеты, но просто не могут признаться в этом во всеуслышание. Поэтому они готовы отдать последнее, лишь бы никто не подумал, что они живут "хуже других". 

3. Запуганные перспективой осложнить отношения со школой.Здесь материальное положение не играет никакой роли. Привыкшие, что "за все надо платить", они дома на кухне кроют администрацию школы последними словами, но на собрании с готовностью открывают кошельки. А как же иначе? Ведь они очень обеспокоены тем, что в случае даже небольшого демарша учителя устроят ребенку "веселую жизнь". В выпускном классе беспокойство достигает апофеоза и перерастает в панику. На последних собраниях они буквально срываются на визг, доказывая направо и налево: если мы хотим получить приличные оценки в аттестате, придется раскошелиться!

За что платим?

- Я не против платить, но я хочу платить за то, что действительно достойно этих денег, - говорит папа 11-классника Илья. – Когда сын выпускался из 9 класса, мы заплатили несусветную сумму за два часа на ржавом кораблике, который катал нас туда-сюда по Днепру. Жара, вонь, а туалет – это вообще отдельный разговор! В этом году сын оканчивает школу, на собрании родительский комитет собирает по 2 тыс. грн. Не вопрос, говорю, но на какие впечатления могут рассчитывать наши дети за эти деньги? Начали изучать смету: ресторан – 350 грн. с человека, не считая алкоголя, воды и фруктов, а вместе с ними – почти 500! Однако оказалось, что за эти деньги мы будем отдыхать не в ресторане, а в занюханной столовке от института, которому принадлежит лицей!  

Тех, кто решается отстаивать свое право заплатить за то, что он считает нужным – единицы. Такие родители крайне редко находят поддержку, и. прослыв "скрягами" и "скандалистами" они в итоге вынуждены платить как все, потому что "ребенок в коллективе", "вы же не хотите лишить его праздника?", "и как вы себе это представляете: все пойдут в ресторан, а ваш – домой?"…

Все родители школьников просят не называть в статье их настоящие фамилии. Большинство рассуждают так, как моя соседка, мама выпускника-2013: школа – это время, которое нужно просто пережить!

- Я терпела 11 лет, хотя иной раз на собрании хотелось заорать просто во весь голос, - говорит она. – И сейчас я лучше заплачу, сколько сказали, чем буду мотать нервы и  выставлять себя полной дурой. С грабительской суммой меня примиряет осознание того, что я делаю это в последний раз и в моей жизни больше никогда не будет школьных поборов.

По материалам: kp.ua

Еще новости в разделе "Экономика"