После трагедии с малазийским лайнером мир, наконец, перестал пропускать мимо ушей информацию о гражданской войне в Украине. Появился живой интерес к вопросам: когда и почему началась антитеррористическая операция (АТО), кто в ней участвует со стороны украинского государства, что такое добровольческие батальоны и оказывает ли Украине помощь Европа и США.
Если разбираться со всеми этими вопросами в хронологическом порядке, можно прийти к абсолютно шокирующим открытиям. Как фактологическим, там и юридическим...
Начнем с главного вопроса: что считать датой начала АТО? Вы не поверите, но однозначного ответа на этот вопрос не существует. Формально точкой отсчета является указ и.о. Президента Александра Турчинова № 405/2014 от 14 апреля 2014 года о начале антитеррористической операции на востоке Украины.
Указ очень короткий: "Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины" (прилагается, тайно)", – говорится в указе. Контроль за выполнением решения этого решения возлагается на секретаря СНБО Украины Андрея Парубия.
Таким образом, получается, что антитеррористической операцией руководит не Минобороны, не МВД и даже не СБУ, а глава Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).
Хотя, по мнению военных юристов, просивших не называть их имена, согласно закону Украины «О борьбе с терроризмом», руководить антитеррористической операцией может только начальник Антитеррористического центра СБУ. А не руководитель СНБО.
Именно под команду начальника Антитеррористического центра переходят все подразделения других силовых структур, которые имеют в своем составе части по борьбе с террористами – это МВД, Госпогранслужба, Минобороны, Управление госохраны и даже МИДа. На момент подписания указа должность главы Антитеррористического центра СБУ занимал Виталий Цыганок. Через несколько дней его сменил близкий к Турчинову с генерал-лейтенант Василий Крутов. Крутов попытался приступить к обязанностям и возглавить в операцию, но был взят в плен мирными жителями где-то в районе Краматорска. И после этого как бы отошел от дел. Сейчас главой Антитеррористического центра является близкий к президенту Петру Порошенко генерал СБУ Василий Грицак. Но он не осуществляет даже формального руководства операцией. Это первое и главное нарушение.
Второе нарушение заключается, по мнению юристов, в том, что решение о проведении антитеррористической операции принимается в зависимости от степени общественной опасности террористического акта руководителем Антитеррористического центра при СБУ по письменному разрешению главы спецслужбы. Президент узнает об операции третьим. И не может в нее никак вмешиваться. Как и министр обороны. Но в ситуации с Донбассом решение о начале АТО было принято по результатам заседания СНБО и.о. Президента Украины. Это — незаконно.
Третье: антитеррористическая операция проводится на ограниченной территории для «прекращения преступных действий, осуществляемых с террористической целью, освобождения заложников, обезвреживания террористов, минимизации последствий теракта или другого преступления, осуществляемого с террористической целью». АТО не может проводиться во всей стране с непосредственным участием регулярной армии. Армия, СБУ, подразделения МВД, Госпогранслужбы и Минобороны задействуются как вспомогательный актив по решению руководителя АТО.
Кстати, кто у нас официально руководит АТО? Парубий или Грицак? И где хоть один документ, подписанный ими? Например, о привлечении личного состава, оружия транспортных средств, средств связи и проч. от силовых структур, предприятий учреждений, организаций.
Не удивительно, что в начале операции представители Минобороны, зная о правовых нормах, отрицали участие армии и проведении операций. И не признавали сам термин война. Так, 2 мая советник министра обороны Юрий Повх заявил в эфире Радио Вести с Кристиной Сувориной и Олегом Билецким, что армия принимает в АТО лишь фрагментарное участие. «Не происходит военной операции, не происходит применения армии против своего народа. Происходит антитеррористическая операция, в которой военные принимают определенное участие. Относительно силового компонента - его делают профессионалы - специалисты СБУ и МВД», - утверждал Повх.
Эти слова уже тогда были неправдой. Но признать это не решался почти никто из публичных политиков. Единственным, кто заявил о том, что участие армии в АТО незаконно, был один из лидеров КПУ, народный депутат Адам Мартынюк. Такое мнение он высказал 12 мая в эфире телеканала "112 Украина"http://112.ua/video/uchastie-armii-v-ato-nezakonno-martinyuk.html. После этого на Компартию начались жесткие гонения власти и сейчас стоит вопрос о судебном запрещении партии в Украине вообще.
Второй важный блок вопросов, который так же считается табуированным, касается сил, участвующих в АТО со стороны украинского государства. Как мы уже сказали, согласно закону «О борьбе с терроризмом», круг структур, имеющих право допуска к подобным мероприятиям, жестко ограничен. Однако, вместе с регулярной армией, частично милицией и совсем мало — СБУ, в Донбассе воюют парамилитарные структуры, ни как не оформленные юридически.
Это многочисленные батальоны добровольцев, народное ополчение, внештатные помощники МВД, батальоны территориальной защиты и т. д. Сколько их, кому они подчиняются, кто ими руководит, непонятно, ибо значительная часть таких антисепаратистских батальонов не находится на балансе силовых структур, не получает в них зарплату, не стоит на довольствии, личный состав не прошел аттестацию. Тем не менее, подобных «аматорский армий» великое множество: «Донбас-1», «Донбас-2», «Днепр», «СИЧ», Айдар», Азов, «Киев-1», «Прикарпатье» и т. п.
Периодически журналистам презентуют номинальных командиров этих структур. Например, батальоном «Днепр» командует человек по имени Семен Семенченко (имя это или псведоним неизвестно), который появляется на публике только в балаклаве. Командиром батальона "Азов"сначала назывался некто Андрей Билецкий. Потом выяснилось, что руководителем является некто Шпара, который еще недавно сидел в харьковском СИЗО по обвинению в покушении на убийство. А всего процент судимых в батальоне превышает 25%.
По словам юристов, сам факт функционирования незаконных вооруженных формирований — это нарушение Конституции и уголовно наказуемое деяние. Так ст.17 Конституции Украины гласит, что (дословно) «Оборона України, захист її суверенітету, територіальної цілісності і недоторканності покладаються на Збройні Сили України.
Забезпечення державної безпеки і захист державного кордону України покладаються на відповідні військові формування та правоохоронні органи держави, організація і порядок діяльності яких визначаються законом.
На території України забороняється створення і функціонування будь-яких збройних формувань, не передбачених законом».
А статья 260 Уголовного кодекса Украины запрещает создание не предусмотренных законом военизированных формирований и предполагает за это лишение свободы на срок от 2 до 8 лет. Более серьезная ответственность за службу в незаконных войсках:
П.3. Керівництво зазначеними в частинах першій або другій цієї статті формуваннями, їх фінансування, постачання їм зброї, боєприпасів, вибухових речовин чи військової техніки — караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.
П. 4. Участь у складі передбачених частинами першою або другою цієї статті формувань у нападі на підприємства, установи, організації чи на громадян — карається позбавленням волі на строк від семи до дванадцяти років.
П. 5. Діяння, передбачене частиною четвертою цієї статті, що призвело до загибелі людей чи інших тяжких наслідків, — карається позбавленням волі на строк від десяти до п'ятнадцяти років.
Единственное новоиспеченное подразделение, которое имеет легальный статус, это так называемая Нацгвардия. Но и тут не все гладко. Национальную гвардию постановила создать в середине марта Верховная Рада, ликвидировав попутно внутренние войска (ВВ). В прошлом — войска НКВД.
Генерал Николай Мельник, который создавал первую украинскую Нацгвардию в 1991 году, в интервью журналу «Фокус» назвал происходящее «сменой вывески». Но отметил, что одна из задекларированных целей новой структуры — противоборство с внешним противником. Раньше речь шла только о внутреннем.
Однако, говорят эксперты, ребрендинг ВВ, не подразумевал, что Нацгвардия превратиться в «пылесос для добровольцев». На момент, когда добровольцами уже записались несколько тысяч человек, не было ни одного подзаконного или нормативного акта, где бы устанавливалась система формирования резерва. Не было Положения о Нацгвардии, не был принят численный состав и т. д. Получилось как с автобусом, который подошел к остановке и в него заскочили все, кто хотели.
Но, что любопытно, еще до законодательного оформления Нацгвардии ей уже начали оказывать помощь США и ЕС. Неправда, что войну в Донбассе Украина ведет исключительно за счет внутренних ресурсов.
С начала марта 2014 года США предоставили Украине военную помощь на общую сумму порядка $ 23 млн. В эту помощь входит денежный транш в размере $5 млн. на поставки бронежилетов, приборов ночного видения и прочего снаряжения; 300 тысяч сухих пайков, различные медикаменты и снаряжение, в частности, для разминирования, а также ручные радиостанции. Кроме того, в помощь от США входят грузовые и легковые автомобили (!) одежда, палатки, электрогенераторы, и многое другое.
Как сообщило американское издание Wall Street Journal, весной премьер-министр Арсений Яценюк, во время пребывания с официальным визитом в Вашингтоне, намеревался добиться от американских властей предоставления Украине вооружений, боеприпасов, а также разведданных о перемещениях российских войск. Однако, Барак Обама отклонил просьбу тогдашнего временного главы правительства Украины об оказании военной помощи.
Тем не менее, уже 1 апреля 2014 года Верховная Рада поддержала проект закона «О допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2014 году для участия в многонациональных учениях». В этот же день НАТО заявило о готовности направить на Украину "мобильные группы военных инструкторов"
17 апреля 2014 года Франция приняла решение передать партию бронежилетов в качестве "гуманитарной помощи" министерству обороны Украины.
20 мая 2014 года к границам Украины была доставлена еще одна партия военной помощи от НАТО (шлемы, бронежилеты, приборы ночного видения, средства оказания медицинской помощи и другое снаряжение)
4 июня 2014 года президент США Барак Обама сообщил, что США отправит на Украину вторую крупную партию военной помощи - бронежилеты, приборы ночного видения и средства связи на сумму $5 млн. Таким образом, общий объем ОФИЦИАЛЬНОЙ военной помощи США за первые полгода превысил $28 млн.
И это помощь продолжает идти: 21 июня США поставили для вооружённых сил Украины 1,5 тыс. индивидуальных комплектов первой помощи. 23 июня 2014 года было объявлено о создании трастового фонда НАТО (NATO Trust Fund) для оказания помощи военному сектору Украины, 25 июня 2014 года это решение было утверждено 28 странами НАТО
27 июня 2014 года министерство обороны Норвегии передало министерству обороны Украины свыше 60 тонн "гуманитарной помощи", основную часть которой составляют 77,6 тыс, армейских пайков норвежского производства.
Но есть и другие расходы, которые не конкретизируются: 8 июня 2014 года официальный представитель Пентагона Эйлин Лайнез сообщила, что в США принято решение направить на Украину группу военных советников "для оценки и разработки программ практического взаимодействия между вооруженными силами Украины и США". Таким образом, на сегодня в Украине находятся американские военные советники. Кто оплачивает их услуги — Киев или Вашингтон — неизвестно. Так же неизвестно, что именно советники привезут в качестве трофеев с Донбасса и какую ценную информацию о, скажем, российских вооруженных силах они получат. Кстати, ни одного документа, регламентирующего доступ подобных консультантов в зону проведения АТО, мы в базе «Право» так и не нашли...