Есть люди, которых не увидишь каждый день в популярных ток-шоу, но они ежедневно работают для спасения из плена людей. Благодаря им еще можно поверить, что во враждебной России у нас остаются друзья, которые не делают политических заявлений, а каждый день пытаются хоть кого-то из украинцев спасти.
Это рассказ об одном российском, журналисте, который запросто одевает вышиванку у себя в России и, не заботясь о собственной безопасности, точно также просто ездит прямиком в зубы к боевикам, чтоб вырывать из плена заложников.
Его зовут Виктор Майстренко, он журналист из Коврова Владимирской области. И он не только не скрывает своей поддержки Революции Достоинства, но и, в соответствии со своими взглядами действует, помогая другим.
Одного из тех, кого он вытащил на свободу, бывшего корреспондента телеканала УТ-1 Сергея Лефтера боевики Славянска задержали 15 апреля по обвинению в шпионской деятельности. Поводом для ареста послужил всего лишь его разговор по телефону в районе захваченного горсовета. «Бравые» вояки были уверены, что поймали полумифического правосека, поэтому пленного в здании горсовета держали в наручниках с завязанными глазами первые сутки.
По словам Сергея, так на следующий день его и приволокли на допрос в здание СБУ, не развязав глаза. Конечно же, никто из «следователей» не представлялся и никакого протокола не вел. Ему повезло, что через социальные сети о нем быстро выяснили все – и то, что он на самом деле журналист, и то, что был на Евромайдане.
Не повезло двум соседним парням, которые честно признались, что они из Правого сектора. Позднее их тела нашли рядом со зверски убитым депутатом Горловского горсовета Владимиром Рыбаком. Эта же судьба могла постигнуть и Сергея Лефтера, если бы боевикам понадобилась статистика о поимке «правосеков» для сводки в Москву.
О тех событиях Сергей рассказывает спокойно и буднично: «Кормили дважды в день, иногда – один раз… Потом едой делились местные, которым приносили родные».
Сергея Лефтера, как и его сокамерника, паренька из Славянска вся вина которого была в сьемке захвата мэрии на мобильный телефон, по договоренности переместили из здания СБУ на конспиративную квартиру. Позже корреспондент узнал, что о нем хлопотала целая группа людей, среди которых была украинский адвокат Женя Закревская.
А потом за ним приехал журналист с российским паспортом, и сам на машине повез прямо через блокпосты боевиков. Это и был Виктор Майстренко, возможно, самый отчаянный из известных журналистов в России.
Аналогично из плена была вырвана активная участница Евромайдана фотограф Милана Омельчук. Ее похитили, когда она была в командировке в Донецке. Девушка была освобождена без какого-либо выкупа или обмена спустя две недели нахождения в плену. Милана вернулась домой в Киев.
Так, благодаря Виктору Майстренко из мрачного здания СБУ в Донецке были освобождены десять патриотов Украины.
Конечно, освобождение проходило не всегда так гладко. В частности, неоднократные попытки вырвать из плена режиссера Павла Юрова и его арт-директора Дениса Грищука сопровождались большими трудностями. Говорят, причина в повышенном внимании СМИ, которые читают и террористы. И все же суммарно за эти месяцы при личном участии Майстренко было освобождено 25 людей.
Во время одной из ночных эвакуаций семей беженцев в районе Славянска автомобиль отчаянного журналиста был обстрелян, и лишь чудом никто не погиб. Невероятно, но свою деятельность Виктор и его товарищи ведут благодаря сбору средств в социальных сетях.
В России тоже «высоко оценили» деятельность Виктора Майстренко. Заместитель председателя законодательного собрания Владимирской области (украинский аналог – замглавы областной Рады) Ольга Хохлова разразилась грозной статьей в областной газете. «Называя себя журналистом и общественным активистом, он, похоже, конвертирует свое вечное недовольство всем, что происходит в нашей стране, в репутацию «борца с режимом, - возмущенно пишет российский чиновник. - А в подоплеке-то сомнительная известность и вполне реальные деньги деньги за антироссийское злопыхательство по любому поводу»
Скорее всего, госпоже Хохловой невдомек, что таким слогом она выдает «настоящих авторов из ФСБ», готовивших текст. Ведь «злопыхателями» с «сомнительной известностью» называли академика Андрея Сахарова и многих шестидесятников в передовицах газеты «Правда», выходившей во времена дремучего совка. Наверняка, «райтеры» ФСБ прилежно изучали труды предшественников из КГБ, иначе преемственность изложения не объяснить.
Однако «злопыхательный» Виктор Майстренко все-таки известен если не в России, то уж точно у нас, в Украине. И свидетельством его профессионализма, кроме спасения десятков пленных заложников, стала всего одна фотография. В народе ее называют «донецкий запорожец», и она, как свидетельство эпохи, и в самом деле ценнее десятка статей и трескучих политических заявлений.