Произойдет ли в Японии катастрофа, подобная Чернобыльской? Этот вопрос сейчас наиболее часто задают специалистам.
Эксклюзивно для «Известий в Украине» Алексей Бреус, бывший оператор 4-го энергоблока ЧАЭС провел сравнительный анализ японской и Чернобыльской АЭС, объяснил, чьи реакторы и чем лучше, а чем хуже и на основании этого предположил, что может произойти.
«Три из шести ректоров «Фукусимы» на момент ЧП не работали. Один из них вовсе стоял без топлива. На одном из тех блоков, которые работали, опасения вызывает бассейн выдержки отработанного топлива.
Главное отличие японского реактора от нашего в том, что на «Фукусиме» каждый реактор имеет корпус. Чернобыльские же – безкорпусные. Кроме этого, у японских реакторов есть герметичная бетонная оболочка, которая выдерживает падение самолета и огромное давление изнутри. Это, безусловно, преимущества. В реакторах и «Фукусимы» и Чернобыльской АЭС вода кипит. С точки зрения управления реактором это минус, поскольку пара то больше, то меньше, изменяется состав реактора. Я бы так сказал, управление таким реактором становится более хлопотным.
В Чернобыле это приводило к тому, что они имели положительных эффект реактивности, проще говоря чем больше пара было, тем быстрее реактор разгонялся. У японцев же все наоборот. Чем больше пара, тем реакция идет слабее. По сравнению с Чернобылем, это является преимуществом.
Кроме того, в Чернобыле в качестве замедлителя использовались уран-графитовые стержни. На «Фукусиме» такого нет, у них вода является замедлителем. И это тоже большой плюс. Как видим, японские реакторы имеют целый ряд преимуществ, потому авария должна быть менее тяжелой, чем в Чернобыле. Хотя у нас не было землетрясения. Что касается подтопления, то и на нашей АЭС в момент аварии операторы, в том числе и я, много часов пытались подавать воду в реактор. Но эффекта не было, вода стекала в подвалы и в итоге затопила все подвальные помещения всех четырех блоков. А там, как известно, находятся системы энергоснабжения блоков. Потому отчасти ситуация была близкой к японской, блоки один за другим теряли основное электроснабжение. Тем не менее в Чернобыле разрушения ограничились одним реактором. Оставшиеся три реактора персоналу удалось без особых проблем остановить и расхолодить».