Каковы шансы на выживание у КБ «Южное» после принятия изменений в законодательстве, открывающим допуск в сферу ракетостроения украинским частным компаниям?
Так долго ожидаемый закон, отменяющий монополию государства в космической сфере, был принят Верховной Радой 3 октября. Согласно этому акту, приватное предприятие получает право заниматься не только разработкой, но и созданием космического оборудования и транспортных средств. Закон открывает возможность на проведение тестирования космических аппаратов в полевых условиях, а также осуществление их запуска, выполнение всего предусмотренного объема операций по навигации и возврату.
Приватные компании сегодня предлагают рекордно низкую стоимость на оправку в космос 1 кг груза. Цена в десять раз ниже, чем в государственном секторе. Украинская космическая отрасль пребывает в режиме стагнации по многим причинам. Это целый комплекс проблем, которые стали существенным препятствием для того, чтобы соответствовать международным стандартам.
Истинное положение дел в космической отрасли Украины удастся правильно оценить, сделав анализ деятельности конструкторского бюро «Южное» и завода «Южмаш». Эти лидеры, тесно сотрудничая, успешно работали еще с 1950-х годов. Высокая продуктивность данного партнерства была очевидной: проекты КБ сразу же реализовывались на «Южмаше». Известными продуктами такой связки стали ракеты Сатана, Зенит, Циклон. Это были результаты работы множества предприятий Советского Союза. После обретения независимости ракетостроительная сфера Украины еще могла работать по накатанной схеме, даже создавая новые образцы. Однако все это были модификации прежних разработок. Постепенно вся область пришла в упадок. Официально озвучивалась главная причина — проблема финансирования.
Такой критический период сопровождался пребыванием на должности руководителя предприятия Александра Дегтярева. Он руководствовался в первую очередь личными интересами, инициируя проекты, которые принесли стране огромные убытки и подорвали авторитет украинской космической отрасли. За 20 лет не было создано ни одной принципиально новой разработки и подорвано доверие зарубежных партнеров. Один за другим закрывались перспективные программы, а «Южное» продолжало «съедать» средства из государственного бюджета, причем безрезультатно. Так провалился проект «Сапсан», а затем «Гром».
Потратив сотни миллионов долларов на создание «Циклона-4», КБ «Южное» не пошло дальше выполнения проекта на бумаге. Бразильская сторона, выступавшая заказчиком, была вынуждена отказаться от такого партнерства и разорвала контракт. Бывший украинский флагман сегодня существенно рискует навсегда потерять свой статус. И причина не только в полной провальности всех проектов, за которые бралось БК «Южное». Главным фактором станет перспектива, которую открывают те изменения, которые произошли в украинском законодательстве, обеспечивающим частным компаниям право участия в создании космического транспорта.