Накануне Дня Конституции Украины, аккурат «под елочку», президент Порошенко внес в Раду законопроект об изменениях в основной закон страны.
Честно говоря, довольно сомнительный подарок получился, ведь Конституция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
В самом её названии слышна производная от родственного латинского слова «константа», т.е. – постоянная и действительно одних из отличительных черт Конституций от других правовых актов в политологии считается то, что они отличаются относительной стабильностью и особым порядком принятия и изменения.
Конституция – это фундамент государства, та основа, позволяющая сформировать долгосрочные правила политической игры, минимизировать воздействие на них политической конъюнктуры и конкретных политиков. Именно такая стабильность «правил игры», закрепленная как формальными закона, так и, не в меньшей мере, сформированными на их основе политическими традициями, позволила создать ту «Европу», в которую так стремиться Украина.
Но с «традициями» у нашего государства не заладилось с самого начала. Леонид Кучма, при котором Конституция и была принята, естественно, продавил в ней форму правления президентской республики, под конец своей каденции озаботился чрезмерным сосредоточением власти в руках одного человека (ведь этим человеком будет уже не он) и предложил конституционную реформу с превращением Украины в парламентскую (или президентско-парламентскую республику).
«Реформа» прошла уже при самой смене власти, носившей ярко выраженный антиконституционный характер, как компромисс между победителем (переворота) и проигравшими. Новый президент Ющенко ограниченными полномочиями очень тяготился, все порывался их вернуть, а при случае легко Конституцию нарушал – разгон парламента в 2007 году, ключевую силовую роль в котором (захват здания Конституционного Суда) сыграл ныне ставший министром обороны Валерий Гелетей.
Проблему нехватки полномочий с неподражаемым «изяществом» решил следующий президент, отменив конституционную реформу через КС, из-за якобы имевших место при её принятии процедурных нарушений (напомним, что он тогда и был одним из инициаторов её принятия). Стоит ли удивляться, что уже оппозиция (борющаяся за европейский выбор) не просто устроила вооруженный переворот, но и устроив настоящую «феерию» издевательств на Основным Законом.
Сначала они постановлением парламента «частично» отменили решение КС об отмене конституционной реформы, что само по себе полный юридический нонсенс, поскольку именно КС предназначен контролировать и
при необходимости отменять решения других ветвей власти, в «частичную» отмену даже трудно комментировать в силу абсолютной дикости такого решения. Затем неконституционным образом лишили власти законного президента ну и напоследок без введения военного положения развязали «полноценную» гражданскую войну, с применением авиации, тяжелой артиллерии и систем залпового огня, при том, что конституция запрещает применение Вооруженных сил для «внутренних» целей.
В общем, на 23 году независимости Украины и 19 году существования её Конституции последняя превратилась в сугубо прикладной инструмент, который «шо дышло». И новоизбранный президент, судя по предложенным изменениям, данную «традицию» нарушать не собирается. А ведь в инаугурационной речи говорилось:
«Глава государства отметил преданность идее парламентско-президентской республики. «Никакой узурпации власти! Европейская демократия для меня - лучший способ государственного правления, изобретенный человечеством. Именно европейский опыт подсказывает нам, что значительную часть полномочий надо делегировать из центра местным органам власти».По словам Президента, реформа по децентрализации начнется уже в этом году изменениями в Конституцию»
Что же, действительно, откладывать в долгий ящик не стали. И что же в президентских предложениях – отметим несколько ключевых моментов.
Резко усиливается влияние президента на силовой блок – парламент лишается права увольнять и давать согласие на увольнение Генпрокурора, глав СБУ и ГБР, из под контроля парламента выводится назначение/снятие
Главы Антимонопольного комитета. Теперь будет судьба силовиков полностью в руках президента, а через них «средства влияния» на любого.
Не вызывает сомнения и то, что президентские конституционные инициативы лежат в русле слома системы сдержек и противовесов, заложенных в Конституции 2004 г. и являющихся важнейшим механизмом любой демократической системы (в частности, защитой от диктатуры и произвола) — в пользу наделения одного лица широчайшими полномочиями.
Отменяется императивный мандат и изменяется процедура формирования парламентско-правительственной коалиции — создавать оную не из фракций (что предписывает ныне действующая редакция ОЗ), а через индивидуальное членство в коалиции. Т.е., «тушкам» полное раздолье, а для пополнения их рядов, при необходимости, у президента не только «пряник» (см. выше)
Причем и кандидатуру премьера по предложению президента он будет вносить кандидатуру на пост главы правительства«с учетом предложения парламентской коалиции», а не по «по предложению коалиции депутатских фракций». Как говориться, «почувствуйте разницу»
Ну и о местном самоуправлении… Да, ОГА упраздняются, но на смену им в и в области и в районы приходят надсмотрщики— т. н. представители Президента Украины. Назначать их будут и в областях, и в районах. В их полномочиях: осуществлять надзор за выполнением Конституции и законов, законностью и правопорядком, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того — право координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти.
Также они смогут останавливать любое решение любого органа местного самоуправления или их исполнительных органов. После чего президент обращается в КС, и если тот подтверждает, что решение местного совета противоречило ОЗ, президент получит право на досрочное прекращение полномочий такого органа местной власти.
Причем, если ныне главы госадминистрацийназначаются и увольняются президентом по представлению премьера, представителей президента президент, естественно, сам назначает и увольняет.
Так вот децентрализация и «деузурпация». Впрочем, вполне в уже сложившихся украинских «традициях». И как, кстати, в такие «новые правила» вписывается необходимость поиска компромисса с мятежными регионами, ведь «унитарность» государства, как заявил Петр Порошенко «не обсуждается»? Захотят ли жить под президентскими «смотрящими» с официальным статусом?