Премьер Арсений Яценюк призвал украинских промышленников настроится на тяжелые времена. «Надо готовиться к тому, что у нас будет практически полное ограничение торговли с Россией в двустороннем формате…
Я понимаю все экономические последствия, и вы понимаете. Но я также понимаю, что Россия – это не единственный рынок в мире, куда украинская продукция должна поставляться. Поэтому правительство готово сделать все для того, чтобы в краткосрочной перспективе мы диверсифицировали рынки. По нашим предварительным оценкам, экспорт украинской продукции сократится примерно на 5 млрд долларов в том случае, если российский рынок будет полностью закрыт»
Замечу, что цифра в 5 млрд. выглядит чересчур оптимистичной. Ведь объем экспорта товаров из Украины в Россию составил в докризисном 2013 году порядка 15 млрд., что, в свою очередь, составляет около четверти всего объема украинского экспорта и термин «полностью» означает в три раза большие убытки. Тем более, что практически ничего «критического», чего Россия не могла бы найти у других производителей по соизмеримым ценам, Украина соседям не поставляет. Разве что можно говорить о военной продукции в рамках сохранившейся с времен СССР кооперации, но тут нынешнее украинское руководство само прекратило сотрудничество, вынудив Россию экстренно заняться импортозамещением.
И надежды заткнуть эту дыру во внешнеэкономическом балансе (четверть экспорта), удержать на плаву целые отрасли экономики, ориентирующиеся на российский рынок (прежде всего – машиностроение) путем диверсификации рынков представляются просто утопичными. Не знаю, найдутся ли на Украине предприятия, настолько загруженные заказами, что поиск новых потребителей, рынков сбыта не является для них первостепенной задачей. Если и есть, то таких крайне мало.
Все прочие, естественно, и так активно работают в этом направлении, но желания не всегда совпадают с возможностями. И можно гарантировать, что от разрыва связей с Россией «возможностей» на иных рынках точно не прибавиться. Более того, потерявшие российский рынок предприятия могут столкнуться с эффектом «антисинергии». Экономическая аксиома – чем выше объем производства, тем ниже себестоимость единицы продукции. И если, скажем, предприятие поставляло 30% продукции в Россию, то оставшихся 70% может не хватить, чтобы удержать порог рентабельности, позволяющий работать на других рынках, тем более, что и внутренний в силу кризиса будет «сжиматься».
Да и только ли вышеназванными прямыми экономическими убытками (катастрофическими) можно оценить весь ущерб от сворачивания многоплановых связей с нашим крупнейшим соседом, где минимум у половины украинцев есть близкие родственники и друзья, где работают порядка 3 миллионов граждан Украины и денежными переводами на Родину также поддерживают её платежный баланс.
Любые войны, горячие, холодные и «гибридные», однгажды заканчиваются. Вопрос в том, как это сделать, исходя из сложившихся реалий.
Прежде всего необходимо прекратить кровопролитие на Донбассе, что Украине наверняка нужнее, чем России, и начать серьезный переговорный процесс. Хотя формально темы мирного процесса и экономических отношений не сопряжены, вполне очевидно, что они взаимосвязаны.
Но желательно, конечно, не «холодный мир» на многие десятилетия, а полное, всеобъемлющее урегулирование в обозримой перспективе, в том числе и по вопросу Крыма. Ведь как показывает опыт, такие конфликты могут длиться не то что десятилетия – столетия (как Фолклендский и Курильский), отравляя двусторонние отношения с риском перехода в «горячую» фазу.
Спор вокруг Крыма пока не перешел в такую хроническую фазу и, на мой взгляд, есть шанс решить вопрос на компромиссной основе «по горячим следам». Выход – «отложенный статус» Крыма с соглашением о проведении через пять лет еще одного, «окончательного», референдума об его принадлежности, с обязательством сторон признать его результаты. Аналогичное решение может быть предложено и по Донбассу, но его статус Донбасса может быть иным –автономия в составе Украины с широкими полномочиями.
Чем такой вариант может стать приемлемым для украинского общества?
Тем, что это шанс вернуть «проблемные» регионы в состав Украины. Как говорил Петр Порошенко сразу после избрания, «когда крымчане увидят, что у жителей соседней Херсонской области высокий уровень жизни, они могут свободно ездить за границу без виз, а в экономику идет поток инвестиций, то сами захотят вернуться в состав Украины"
Конечно, тут - как в известном анекдоте «осталось уговорить Ротшильда». Но таким образом у политических лидеров появляется шанс не оставлять конфликт в наследство будущим поколениям, разрешить ситуацию на основе компромисса, если на это хватит мудрости и политической воли.