Эту фразу сегодня много раз повторяли комментаторы и политики. В том числе, и Ф. Могерини, которой не плакать надо было сегодня, а объявить об отставке, так как она как Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности со своими обязанностями фактически не справилась.
Попытаемся взглянуть на события в Бельгии сегодня 22 марта 2016 года, не повторяя по возможности те многочисленные отклики и комментарии, которые уже звучали.
Это заклинание о «до» и «после» звучали и после терактов в Париже, повторялись многократно и Ф. Олландом и другим политиками запада. Но, как мы видим, ни к каким утешительным последствиям не привели. Наоборот, в сравнении с парижским, теракты в Бельгии были более масштабными, жестокими и циничными. Вспомним слова Гегеля, сказавшего о том, что «история учит, что ничему не учит».
Более того, в теракте против Шарли Эбдо значительная часть населения была не столь категорична. Прямые, вызывающие, циничные нападки французских карикатуристов тогда вызвали осуждение не только у мусульман, но и тех верующих – православных, католиков, иудеев, которые понимали, что извращенные нападки на пророка, очень сомнительный шаг. Он мог вызвать реакцию негодования миллионов мусульман, провокация вылилась в трагедию.
Однако европейские политики, в т.ч и Могерини, заняли другую позицию, позицию весьма сомнительную и провокационную. Массовый митинг европейских политиков в центре Парижа со значком «Я – Шарли Эбдо» взвел, хотя бы отчасти, затвор будущей трагедии в Брюсселе.
А ведь тогда лидеры ЕС и США получили уже метку от агрессивных лидеров разрушенного ими арабского мира. И вместо поддержки антирелигиозных провокаторов следовало бы подумать о том, что может сделать запад для восстановления разрушенной экономики, инфраструктуры, гуманитарной сфер в Ираке, Сирии, Ливане, Афганистане, Ливии, Тунисе и т.п. Ведь именно «арабская весна» вытолкнула из разоренных арабских стран террористов в Европу.
ЕС и НАТО не только не попытались исправить свои прошлые ошибки, но и не боролись с очевидно нарастающей угрозой международного терроризма. Коалиция во главе с США безнадежно провалила антитеррористическую операцию, атаку на тех, кто взрывал Париж. И не захотела по-настоящему участвовать в операции российских ВКС против ИГИЛ и Ан-Нусры, отделавшись общим одобрением. Франция, которая поначалу силой своих авианалетов побеспокоила некоторые районы сосредоточения банд в Сирии и Ираке и вскоре свернула операцию.
В ответ же сегодня в Брюсселе была предпринята тотальная атака не на редакцию журнала, а на столицу суверенного государства, ее болевые точки – аэропорт, метрополитен, высотки. Атака не одиночек, а целой организации, которая перед носом бельгийской разведки и полиции, а, главное, штаб-квартиры НАТО, представительства Евросоюза, других международных организаций, подготовила и провела масштабную террористическую операцию, которая только на сегодняшний вечер унесла более 30 жизней, а число раненных еще не подсчитано.
Это уже вызов не карикатуристам, а наказание за безответственность и близорукость европейских структур безопасности (во главе с Ф. Могерини), разведывательного сообщества Европы и т.п. Это напоминание европейским политикам об их ответственности перед своими народами и о том, что вместо санкций и призывов, вместо бездумного следования в фарватере американских интересов, следует строить свою жесткую, эффективную и широкомасштабную систему безопасности.
Сегодня только не ленивый европейских политик не заявлял о небходимости «широкого объединения» во имя защиты от террора. Но возможно ли это, после стольких лет, потраченных на разобщение Европы? И значит ли это, что натовский альянс уже не признается за объединение либо организацию, которая может эффективно защитить? И что будет положено в основу «широкого объединения против терроризма»? Какие смыслы, принципы, субъекты, военные структуры и т.п.? К сожалению, не могу быть оптимистом в ответах на эти вопросы.
То, что было «до», мы хорошо усвоили, вот что будет «после» и будет ли?