КИТАЙСКАЯ ПАУТИНА Александр Булавин

2016-10-15 17:34 57962

На фоне громкой пикировки двух крупных держав – США и России, стало менее заметной для политической аналитики маневрирование Китая вокруг ключевых вопросов геополитики.

Как известно, древнейший народ имеет привычку не торопить события и тщательно скрывать свои интересы, намерения и шаги. Еще 1 июля на юбилейном съезде КПК (праздновалось 75-летие партии) Си Циньпин сделал весьма значимое заявление:
«Мир находится на грани радикальных перемен. Мы видим, как постепенно рушится Евросоюз, как терпит крах экономикаСША, все это закончится новым мироустройством. Так, как раньше, не будет никогда, через 10 лет нас ожидает новый миропорядок, в котором ключевым окажется союз КНР и России». Особо подчеркнем, что это предложение было сделано не в период недавнего визита большой делегации России в Китай, а после нее, совершенно ненавязчиво.

Прошло более трех месяцев. Отбив массированную дипломатическую и военно-психологическую атаку США, продемонстрировав безуспешность американского Госдепа, отбросив решения Гаагского суда, китайское руководство некоторое время выжидало. Правда, проверяя нервы и мускулы США и Японии, три корабля китайских ВМС пару недель назад подошли к некоторым спорным островам в Южно-китайском море, пробыв там несколько часов. Резкой реакции, а тем более так популярных в недавнем прошлом американских и японских провокаций не последовало.

И вот на энергетическом форуме, в частной беседе с Путиным, Си Цзиньпин (так, чтобы услышали окружающие, в т.ч. акулы мирового пера), ясно дал понять, что Китай готов поддержать политические интересы РФ в Европе и проводить совместные акции, которые позволят нейтрализовать угрозы, которые исходят от американских ПРО, которые США в спешном порядке пытаются размещать на ближних подступах к России и Китаю. Фактически, товарищ Си подтвердил слова, сказанные много ранее. «Мы сейчас наблюдаем агрессивные действия со стороны США, как в отношении России, так и Китая. Я считаю, что Россияи Китай могут создать альянс перед которым НАТО будет бессильно и это положит конец империалистическим стремлением Запада».

Не скажу, что этого никто не заметил и не прокомментировал. Но агрессивные, истерические комментарии из Вашингтона слышны не были. Хотя на самом деле, даже этот локальный и полуофициальный разговор должен был бы озадачить запад.
Есть уже достаточно много квалифицированных экспертиз, из которых следует, что объединенные усилия двух армий мира – российской и китайской- практически не имеют противовеса со стороны запада.

Не следует также забывать, что не один год продолжается тесное сотрудничество двух стран в области совершенствования вооружений. Это касается в первую очередь авиационной и ракетной техники, но разрабатываются и новые артиллеристские системы, морские силы. И здесь, когда геополитические интересы подкармливаются и гарантируются весьма солидными бюджетами двух стран, возникает стратегическая синергия, действительно способная «вразумить» горячие головы.

Самым же громким единением Пекина и Москвы была их общая позиция против размещения в регионе американской системы ПРО THAAD. «Такой шаг выходит далеко за пределы реальной оборонной необходимости и наносит ущерб стратегической безопасности Китая и России. И не только не поможет решению проблемы, но и подольет масла в огонь и усугубит ситуацию на полуострове», - отметил министр иностранных дел КНР Ван И.

От внимания американских властей и, тем более, военных не могли укрыться масштабные военно-морские учения Китая и России, проходившие недавно в южно-китайском море. Да организаторы учений ничего и не скрывали. Все цели были поражены, со всеми задачами представители флотов двух стран справились успешно.

Кроме того, американцы со все большим вниманием сегодня следят за диалогом китайских и российских военных. В частности, агентство «Ассошиэйтед пресс» детально проанализировало ход международной конференции по безопасности азиатско-тихоокеанского региона, на которой, фактически председательствовали высокие чины китайской и российско армий. От их внимания не укрылось, что уже там, продолжая мысль товарища Си в Анкаре, был уже конкретный разговор об антиПРОшном сотрудничестве двух стран. Более того, было заявлено, что две страны уже сумели скоординировать свои системы противоракетной обороны, которые демонстрируют надежную защиту от внешнего вмешательства.

Понятно, что предложенное и разворачиваемое уже военное сотрудничество с Россией выгодно Китаю, который, не взирая на впечатляющие успехи экономики и модернизации армии, не успевает к сроку выступить в одиночку против сил запада.
«Создание армии, которая соответствует международному статусу нашей страны, – это стратегическая задача. Мы должны соединить экономическое развитие с развитием обороны, модернизировать армию, чтобы она была современной и стандартизированной… Мы должны всесторонне продвигать реформу в военной сфере, чтобы создать армию, которая была бы дисциплинированной и могла бы побеждать», - заявил председатель Си в июле.

Однако, в Китае понимают, что исключительно военное противостояние не первый и не единственный путь усиления безопасности. Обращает, в частности, внимание то, что представители Китая в Совете Безопасности ООН, перешли от выжидательной позиции к демонстрации своего присутствия, выражения жесткой позиции.

В частности, в ходе обсуждения ситуации в Сирии в ООН, китайский постпред Лю Цзеи заявил: «… документ, который подготовила Москва, призывает все стороны сирийского конфликта прекратить войну в Арабской Республике и открыть безопасные пути для гуманитарных конвоев». Он оценил этот документ как «полный и сбалансированный». А тот, что инициировала Франция, - неуважительным по отношению к независимости и территориальному единству Сирии. «В проекте не нашли отражения конструктивные предложения ряда стран», пояснил он.

Напомню, что длительное время китайская делегация в Совбезе противоречиво относилась к российским инициативам. В частности, совсем недавно ею не был поддержан документ, предложенный Россией, о попытках дестабилизировать обстановку в Крыму с помощью диверсантов.

Наконец, в последнее десятилетие существенным образом развилось взаимопроникновение экономик Китая и России. Если в оборонной сфере сотрудничество перешло от поставок российских вооружений к совместному производству суперсовременной военной техники, то в других отраслях обе страны стремятся проникать внутрь соседних территорий.

Глобальным проектом, конечно, становится объединение китайского «Великого шелкового пути» и ЕАЭС. Но далеко не только это. Множество проектов транспортных, промышленных, инфраструктурных, энергетических развиваются высокими темпами.

Значит ли это, что та или иная страна в ближайшее время получит явное продвижение в мире и даже в регионе? Вовсе нет. Более того, обе страны на изолированы от мировой конъюнктуры. Оба государства испытывают не лучшие последствия падения мировой конъюнктуры. У каждой из них есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами партнера. У каждого проекта есть позитивные и негативные составляющие, которые каждый раз надо модерировать. Каждая геополитическая проблема (к примеру, авантюры Ким Чен Ына) в столицах России и Китая получает неодинаковый отклик, рецепт для ее разрешения. Но не учитывать модификации и последствия этого сотрудничества было бы близоруко.

Видимо, картина многоцелевого сотрудничества Китая и России еще более прояснится в ближайшие часы и дни после встречи руководителей двух стран в индийском штате Гоа на полях конференции БРИКС.

Еще блоги