СМОТР СИРИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ Александр Булавин

2017-01-25 08:11 46534

За головоломной каруселью американский событий: инаугурации, первых назначений и указов Трампа, огромных и бессмысленных (ни одна из участниц в эфирах американских телеканалов так и н смогла объяснить зачем они вышли и чего добиваются) женских маршей, на первых полосах таблоидов почти не осталось места для освещения неординарного события - многосторонних переговоров в Астане по мирному урегулированию в Сирии.

В чем его неординарность? Да в том, что задачу, которую не могли (скорее, не хотели) решать в Белом доме по отделению умеренной, конструктивной оппозиции от ИГ сумели с успехом решить три страны в столице Казахстана. И туда прибыли представители 12 вооружённых формирований, которые в горячечном бреду не предполагали, что сядут за стол переговоров, в том числе и с представителями сирийских властей. Как отметил в послании Президент Казахстана Н. Назарбаев, выбор Казахстана как места проведения переговоров не случаен. В 2015 году в Астане уже прошли два раунда переговоров между отдельными сирийскими оппозиционными группами. Кроме того, Казахстан выделил более $ 700 тыс. «для облегчения страданий сирийских беженцев», а недавно отправил 500 тонн гуманитарной помощи продуктами питания.

Хотя, все же, и здесь не обошлось без Трампа. Во-первых, джихадистов впечатлило твёрдое, не раз повторенное его намерение - покончить с ИГ. Во-вторых, не без влияния нового президента США представители Пентагона (от чего генералитет сейчас открещивается) передали России координаты военных баз игиловцев, по которым, после короткой проверки, ВКС России совместно с ВВС Турции нанесли массированный и весьма разрушительный удар. И, в-третьих, озвученные Вашингтоном тезисы о нежелании вмешиваться в региональные конфликты и тратить деньги на смену режимов резко отрезвили главных спонсоров террористов в Саудовской Аравии, Турции, Кувейта.

Ожидали кто-то из серьёзных политиков и экспертов прорыва на этих переговорах? Конечно нет! До последнего момента были ещё опасения, что не все приглашённые участники прибудут в Астану. Это были скорее смотрины представителей вооружённых формирований, которые камуфляж, пулемёты и балаклавы сменили на европейские костюмы, кейсы и планшеты. В уютном зале президентского дворца в Астане, весьма похожего, говорят, на Белый дом, были услышаны их предложения, сомнения, требования и опасения.

И все же это небывалый по масштабу и замыслу проект. Ведь впервые произошли реальные сдвиги не на сирийском поле боя, а в дипломатической плоскости. И пусть сирийская сторона (и власть, и оппозиция) не подписали итоговое коммюнике. Этого и не предполагалось. Это был возможный бонус встречи, не более.

Однако все представленные оппозиционные группы, и Московская, и Эр-Риядская, и Каирская приняли приглашение министра иностранных дел С. Лаврова встретиться с ним в Москве до начала Женевских переговоров по мирному урегулированию в Сирии.

Победой дипломатии можно считать и тот факт, что практически не звучала в течение 2 дней переговоров тема смещения Асада (разве что за рамками дискуссии). Во-первых, потому, что повестка дня совсем была не о том. Во-вторых, такая постановка вопроса сразу же сорвала бы встречу. А в этой встрече, в-третьих, боевики были весьма заинтересованы. С одной стороны, развитие событий и ближайшая перспектива фактически прижала их к стене. Они понимают, что бывшие спонсоры умывают руки, а значит защищать нечего, да и нечем. С другой стороны, консолидированные действия против них Турции, Ирана, России, теперь США не оставляют выбора. Разве что быть в скором времени уничтоженными. Даже те группировки, которые не явились на переговоры, по крайней мере на словах, тоже поддерживают этот саммит.

Чего же добились участники встречи в Астане?
Прежде всего, сбора максимального количества представителей оппозиции и выдвижения ими реальных предложений. Это удалось организаторам. По крайней мере, невыполнимых, абсурдных требований не было, из-за чего не раз срывались переговоры в Женеве.

Мохаммад Алоуш — глава делегации повстанцев на переговорах в Астане заявил, что он хотел бы, чтобы Москва повлияла на Иран и Сирию в деле соблюдения режима прекращения огня. «Мы хотим проверить, насколько серьезно Россия настроена на то, чтобы склонить режим и его вооружённые формирования к сохранению режима прекращения огня», — говорит другой участник встречи - Мамун Муса Хадж, представитель «Сукур аш-Шам».

Собственно эти и другие предложения умеренной оппозиции и организаторов саммита в Астане и были закреплены в итоговом документе, который зачитал Министр иностранных дел Казахстана.

Особо подчеркнём три позиции:

Режим прекращения огня в Сирии, для чего создаётся трёхсторонняя комиссия (Иран, Россия, Турция) по контролю за его соблюдением;

Сирия признается единым, суверенным государством, которое само решает внутриполитические проблемы;

Умеренная оппозиция отмежёвываются от Фаттах-аль-шам и от Аль Каиды, которые подлежат уничтожению. Стороны также констатировали, что достигнутые договорённости позволят смягчить гуманитарный кризис в Сирии.

Итак, встреча в Казахстане стала важнейшим этапом в длинной череде усилий по прекращению 6-летней войны, унёсшей сотни тысяч человеческих жизней. Важным является и то, что участники переговоров договорились о дальнейшей работе и, по некоторым сведениям, к переговорам в астанийском формате готовы присоединиться ещё ряд вооружённых формирований оппозиции.

Еще блоги