ЭМИССИЯ ПИСЕМ ОТ НБУ Дмитрий Джангиров

2016-11-02 21:00 40800

 

Письмо Национального Банка Украины к спикеру Верховной Рады Андрею Парубию с требованием сменить главу Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, беспрецедентно по своей правовой безграмотности и политической наглости, порожденных чувством безнаказанности.

К сожалению, это чувство безнаказанности подкреплено еще большей наглостью, на этот раз – дипломатической: 21 октября посол США в Украине Мари Йованович приняла Валерию Гонтареву, после чего «дала установку» в  Twitter: «Замечательная встреча с главой Нацбанка Гонтаревой сегодня. Решительно поддерживаю ее усилия по очищению украинского банковского сектора». И это через день после того, как комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности ВР обратился к Президенту Петру Порошенко с просьбой освободить Гонтареву от занимаемой должности. Новый Старший Брат высказался, вопрос закрыт?

Возвращаясь к письму, можно лишь отметить, что с точки зрения конституционного права, Нацбанк не может вмешиваться в деятельность Парламента (близкий для понимания Гонтаревой и Йованович пример: могут ли они себе представить, чтобы ФРС США написало письмо спикеру Конгресса с требованием поставить вопрос о смене состава финансового комитета?!). Более того, это Нацбанк подотчетен Верховной Раде (хотя Рада и не может отправить главу НБУ в отставку), но никак не наоборот.

Более того, за законодательную деятельность (или, даже – бездеятельность) никакой ответственности депутата наступать не может. 

Строго говоря, вышеупомянутое письмо НБУ вполне тянет на «превышение служебных полномочий» со всеми вытекающими. Впрочем, в случае одобрения деятельности со стороны американского посла, не из каких действий никакие последствия уже не вытекают…

Ну, а теперь, что касается конкретных фактов. Валерия Гонтарева посредством письма НБУ пытается обвинить главу профильного комитета Сергея Рыбалку (Радикальная партия Ляшко) и комитет ВР в целом в блокировании 11-ти законопроектов в финансово-банковской сфере. Не вникая в суть самих документов, хочу отметить, что, исходя из проявленного г-жей Гонтаревой за два года уровня компетентности, законопроекты, лоббируемые ею, нуждаются в тщательном анализе. Для начала – на предмет возможного нанесения экономике страны непоправимого ущерба.    

Отдельно нужно остановиться на присутствующих в письме обвинениях в наличии собственных бизнес-интересов в адрес трех членов комитета. Уточним: трёх из  двенадцати?! Так это, наверное, комитет с самым низким уровнем лоббизма в ВР!  И при смене состава количество депутатов с «профильными» бизнес-интересами в нем только может увеличиться!

Однако, что самое важное, перед тем, как обвинять других в лоббировании частных бизнес-интерсов, г-же Гонтаревой неплохо было бы самой ответить на многочисленные обвинения в таком же грехе, сформулированные, например, в брошюре, распространенной депутатом Сергеем Тарутой. Ссылка http://forbes.net.ua/business/1422517-broshyura-taruty-polnyj-tekst-dokumenta-iz-d-c

Ну, а теперь о самом главном. Сергей Рыбалка – главный «мотор» продвижения законопроекта № 5257 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения прозрачности деятельности Национального банка Украины и повышения его ответственности перед обществом», авторства ряда депутатов. В самом упрощенном виде можно сказать, что документ пытается провести четкую грань между зафиксированной Конституцией независимостью НБУ и de facto сложившейся его безответственностью. Наиболее яркий пример – заявление г-жи Гонтаревой о том, что НБУ не отвечает за курс национальной валюты.   

В результате, на сегодня ни один государственный орган не имеет полномочий для того, чтобы проконтролировать эффективность выполнения Нацбанком своих задач. Суть законопроекта – предлагается создать правовые условия для обеспечения соблюдения НБУ требований Конституции о деятельности в рамках закона и в соответствии с Основными принципами денежно-кредитной политики (принимаемыми ВР) и надлежащего обеспечения стабильности национальной валюты.

Согласно документу, изменения в законодательство планируется внести по следующим направлениям:

  • совершенствование механизмов осуществления контроля над выполнением НБУ своих конституционных задач;
  • обеспечение соблюдения Основных принципов денежно-кредитной политики и закона о НБУ;
  • невозможность принятия Правлением НБУ решений, которые по закону принимаются Советом НБУ или при участии Совета;
  • расширение полномочий Совета НБУ при назначении на должности заместителей Председателя НБУ;
  • введение ответственности Председателя НБУ и заместителей за результаты деятельности НБУ, определение порядка их досрочного освобождения от должностей;
  • отнесение к основным функциям НБУ поддержания курсовой стабильности и изменение приоритетов: определение содействия занятости населения и экономическому росту задачами более важными, чем поддержание стабильности финансовой и банковской системы;
  • повышение «прозрачности» деятельности НБУ (обязательное опубликование нормативно-правовых актов и решений, оснований признания банков неплатежеспособными, актуальной информации о состоянии банковской системы, результатов анализа Совета по выполнению Основных принципов денежно-кредитной политики)
  • возобновление практики проведения независимой правовой экспертизы и государственной регистрации нормативно-правовых актов НБУ;
  • отмена норм, которые усложняют обжалования решений НБУ.

Понятно, что для нашей финансово-кредитной Панночки такой законопроект – что очерченный мелом круг, потому от нее в ближайшее время можно ожидать всяких чудес. Вплоть до личного прихода Вия, в роли которого – в соответствии с принципами гендерного равенства – вполне может выступить посол США Мари Йованович.

 

Еще блоги