Экономическая и внешняя политика украинской власти периода 2010-2017 годов привели к окончательному истощению и потере потенциала развития, что сформировался в 2005-2008 годах.
Отсутствие стимулов для модернизации национальной экономики на фоне жесткой международной конкуренции на рынках химической, металлургической и машиностроительной продукции привели к резкому сокращению деловой активности в данных сферах экономики.
Высокий уровень олигархизации ключевых отраслей национальной экономики и соответственно сращивание власти и крупного капитала привели к возникновению ситуации, при которой политические кланы текущей и предыдущей власти использовали запас финансовой прочности экономики для собственного обогащения. Тем самым, они устранили массовую модернизацию и соответственно форсирование интенсивного, а не экстенсивного экономического роста.
В результате, разрушительная экономическая политика правительств 2010-2017 годов привела к частичному исчезновению целых отраслей национальной экономики. При этом, именно это и стало результатом развития аграрного сектора, а не деятельность власти, как это любят приписывать себе чиновники. Возрастание роли агробизнеса в национальной экономике на 80% обусловлено падением удельного веса перерабатывающей промышленности и лишь на 20% – развитием самого сельскохозяйственного производства.
Фактически растущая деловая активность в Украине имеет место только в аграрном секторе. При этом, объем реализации продукции сельского хозяйства увеличился в 2016 году по сравнению с 2008 годом лишь на 20%, что является достаточно низким показателем даже при условии учета относительной статичности цен на сельскохозяйственную продукцию в Украине.
Вместе с тем, темпы падения в ключевых отраслях перерабатывающей промышленности колебались лишь в 2015 году в пределах 30-40%. Так объем реализации продукции машиностроения в 2015 году оказался на уровне 2003-2004 годов.
Параллельно с ростом доли сельскохозяйственной продукции снижался удельный вес экспорта промышленных изделий (менее 9% по результатам 2015 года), черных и цветных металлов (23%) и продукции машиностроения (с 18% в 2009-2010 годах до 9,5% в 2015 году).
Несмотря на значительное сокращение украинского экспорта стратегически важных товаров, товарная структура импорта не претерпела существенных сдвигов. Сократился только удельный вес импорта машин, оборудования и транспортных средств до уровня 2009 года, когда Украина выстояла под давлением мирового финансового кризиса. Однако в 2010-2016 годах власть не закрепила данный успех и не проводила модернизацию национальной экономики, что соответственно повлияло на снижение объемов закупки инвестиционных товаров.
Незначительно также сократился удельный вес импортных минеральных продуктов, включающих энергетические товары: бензин и газ. Отечественная экономика продолжает ежегодно тратить около 10 млрд. долл. на закупку энергетических ресурсов.
Изменение структуры национальной экономики и тренды мировых товарных рынков повлияли на соотношение основных товаров украинского экспорта. В частности, в течение 2014-2016 годов резко увеличился удельный вес экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства, который по результатам 2016 составляет более 45%.
Таким образом, экономика Украины продолжает становиться все больше сырьевой, причем как по структуре экспорта, так и импорта. Отсутствие инвестиций в отечественную добычу энергетических ресурсов из-за вывода капитала энергетическими олигархами приводит к высокому удельному весу энергетического импорта.
Вместе с тем, недальновидная экономическая политика 2010-2017 годов привела к отсутствию стимулов для модернизации и наращивания промышленного потенциала Украины, что отразилось на падении доли экспорта готовых изделий и привело к росту поставок сырьевых товаров, в частности сельскохозяйственной продукции.
Если раньше феномен «Банановой республики» употреблялся в отношении стран Латинской Америки в связи с аграрной специализацией экономики и значительной зависимостью от внешних источников финансирования, то деиндустриализация отечественной экономики постепенно переводит в перечень таких стран и Украину.
Более того, Украина отвечает максимальному количеству критериев Банановой республики: значительная зависимость от экспорта сельскохозяйственной продукции, увеличение количества граждан, живущих за чертой бедности, усиление долгового бремени, снижение курса национальной валюты, высокий уровень физического износа инфраструктуры.
Увеличение в последние годы доли сельскохозяйственной продукции и значительное снижение удельного веса продукции машиностроения в структуре экспорта уверенно закрепили за Украиной «банановый» шлейф. Ситуация усугубляется тем, что власть имущие усиление сырьевой ориентации экономики вследствие гиппертрофированного роста производства экспортоориентированной сельскохозяйственной продукции рассматривают в качестве экономического прорыва, называя аграрный сектор «локомотивом экономики».