Два с половиной года деятельности нынешнего украинского парламента характеризовались следующими фазами: первая фаза – когда имело место конституционное парламентское большинство, сформированное из представителей политических сил, как правило, либерального, космополитического направления, которые пришли к власти на лозунгах Революции Достоинства и очень быстро вытеснили своих партнеров-национал-патриотов с властного олимпа; вторая фаза – постепенное разрушение конституционного парламентского большинства и создание ситуации, когда под сомнение ставиться даже наличие простого большинства, поскольку некоторые участники первого формата парламентской коалиции постепенно мимикрировали в лагерь оппозиционеров.
При таких условиях золотая акция перешла к идеологически незаангажированным, но достаточно экономически целенаправленным депутатским группам, подконтрольных отечественным олигархам и региональным бизнес-элитам. Квинтэссенцией деятельности нынешнего парламента, в частности правящей коалиции, является последовательное внедрение монетарных лекал, предписанных МВФ и другими влиятельными игроками мирового геополитического ландшафта.
Еще одной отличительной чертой распределения сил в нынешнем парламенте является то, что Оппозиционный блок, который позиционирует себя ярым противником политики правительств Яценюка и Гройсмана, никаких особых идеологических отличий от БПП и Народного фронта не имел и не имеет. Поскольку приоритеты, как показывает практика деятельности этих трех политических сил, всем понятны – сохранить фундамент олигархической экономики, который сформировался в период 1994-2005 и 2010-2014 годов.
Последствиями экономической политики нынешнего правительства, сформированного правящей коалицией, являются: доведение до массового банкротства значительного количества финансово-банковских учреждений и национализация ПриватБанка, что легло значительным бременем на Государственный бюджет Украины и привело к переливу средств украинских налогоплательщиков опять таки в сегмент спекулятивного капитала, который имеет олигархическую почву; несколько волн необоснованного повышения тарифов на услуги систем газо-, водо-, тепло- и электроснабжения, операторами предоставление которых выступают естественные монополии, которые в подавляющем большинстве принадлежат украинским олигархам, а некоторые из них – и транснациональному капиталу (фактически повышение коммунальных тарифов заставляет увеличивать бюджетные расходы на предоставление субсидий широким слоям населения, направляемых предпринимательским структурам, которые входят в олигархические корпоративные образования и львиную долю прибыли выводят в оффшорные резиденции).
Перманентное ухудшение положения малообеспеченных слоев населения, и это уже продолжается 3 года, свидетельствует о беспомощности антикризисного инструментария правящей коалиции. Попытки устранить локальные всплески кризисных явлений базируются на использовании традиционных для компрадорско-олигархической экономики инструментов, что в большинстве случаев только усугубляет социальные и экономические деформации и раскручивает инфляционно-девальвационную спираль.
Фактически в парламенте альтернативные сценарии экономической политике парламентского большинства предлагаются только политической силой, возглавляемой Юлией Тимошенко, которая в нынешнем созыве представлена незначительным количеством голосов. Поэтому неудивительно, что в противостоянии с «Батькивщиной» всегда побеждает «агрессивно молчаливое большинство».
При таких условиях существенное переформатирование экономической политики государства возможно при условии досрочных парламентских выборов, которые дадут возможность сформировать новое парламентское большинство, ориентированное на удовлетворение потребностей простых украинцев и флагмана становления гражданского общества – малого и среднего бизнеса, а не олигархов «от руды и подсолнечника».